
С 1 сентября возврат билетов изменится: что нужно знать
До сих пор у многих пассажиров, не успевших на самолёт, аннулировали весь перелёт — в том числе и оплаченный заранее обратный рейс. С 1 сентября это правило официально уходит в прошлое. Однако чтобы воспользоваться новым порядком, придётся быть внимательным к времени — и помнить пару важных деталей.
Больше не сгорает: что изменится
Согласно новому приказу Минтранса РФ № 386, с осени авиакомпании не смогут автоматически отменять билеты на обратный рейс, если пассажир не вылетел в пункт назначения. Документ вступает в силу 1 сентября 2025 года и защищает право пассажира использовать оплаченный обратный перелёт, даже если первый участок маршрута остался нереализованным.
Об этом напомнил юрист и руководитель Центра правопорядка Москвы и МО Александр Хаминский:
"Новый приказ (вступающий в силу с 1 сентября) отменяет это правило. Теперь пассажир сможет воспользоваться обратным билетом независимо от явки на первый полет", — отметил Хаминский.
Ранее при покупке билета туда-обратно на одного перевозчика пропуск первой части перелёта означал автоматическую потерю всей поездки. Даже если вы добрались до места назначения другим способом, вылететь обратно на том же билете уже не удавалось.
Важные условия: что нужно знать
Однако полная свобода действий всё же не наступила. Чтобы сохранить обратный билет, пассажиру потребуется сообщить авиакомпании о своей неявке не позднее чем через два часа после вылета пропущенного рейса. Иначе система по умолчанию сочтёт билет неиспользованным и аннулирует его.
Есть ещё одно ограничение: между вылетом в пункт назначения и возвращением обратно должно пройти не менее 24 часов. Если интервал меньше — билет сгорит, как и раньше.
Пример: если ваш рейс из Москвы в Екатеринбург был запланирован на 15:00 10 сентября, а обратный — на 11:00 следующего дня, то из-за короткого промежутка (менее 24 часов) билет обратно аннулируется при неявке на первый.
Что можно вернуть и как
Если вы не смогли воспользоваться ни первым, ни обратным рейсом, то при наличии возвратного тарифа вы имеете право на компенсацию. Правда, не полную.
Юрист Хаминский объясняет:
"Авиакомпания может удержать только плату за операции по осуществлению возврата, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета и сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа", - сказал он.
Остальное — стоимость билета и сборов — подлежит возврату.
Важно: конкретные суммы зависят от условий тарифа. Например, невозвратные тарифы по-прежнему не предполагают полного возмещения, даже при соблюдении новых норм.
Почему это важно
Нововведение ликвидирует распространённую проблему, с которой сталкивались тысячи пассажиров ежегодно. Многие не знали, что обратный билет "сгорает" автоматически при неявке на первый рейс — и узнавали об этом уже в аэропорту на стойке регистрации. Это порождало недовольство, судебные иски и конфликты.
Теперь ситуация будет прозрачной, а ответственность — разделённой. Пассажир должен вовремя сообщить о неявке, а перевозчик обязан сохранить оплачанный перелёт. Такой порядок давно действует в Европе и США, и его адаптация в России — шаг навстречу цивилизованным стандартам обслуживания.
Бонус: как не потерять деньги
Чтобы не оказаться в ситуации "и билета нет, и возврата не получить", эксперты рекомендуют:
-
Уточнять условия возврата и аннуляции заранее — особенно при покупке билетов по акциям;
-
Всегда сохранять копии билетов, переписку с авиакомпанией и чеки;
-
В случае неявки сообщать в авиакомпанию как можно быстрее, не дожидаясь окончания допустимого интервала;
-
Иметь под рукой контакты службы поддержки перевозчика, чтобы избежать автоматической блокировки билета.
Подписывайтесь на Экосевер