
Аи-95 пробил потолок: цены на топливо рвутся вверх
Цены на бензин в России стремительно растут: за один день на бирже котировки Аи-92 и Аи-95 прибавили сразу более 2%, установив годовые рекорды. Пока дизель дешевеет, бензин уверенно штурмует новые вершины, и эксперты уже делают осторожные прогнозы: рост может продолжиться. Что стоит за этими скачками и к чему готовиться водителям и рынку?
Аи-92 и Аи-95: новое ценовое пике
На торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи 11 июня оптовые цены на бензин достигли максимума с начала 2025 года. Цена тонны Аи-92 выросла до 60 451 рубля, что почти на 10% выше январских значений и на целых 20% выше, чем в июне 2024 года.
Не отстаёт и Аи-95, подорожавший до 63 028 рублей за тонну. Его стоимость с начала года прибавила 18%, а по сравнению с аналогичной датой прошлого года — 13%.
Рост объясняется не только сезоном: летом традиционно увеличивается потребление топлива. К этому добавились и временные трудности в отрасли: сокращение запасов, плановые ремонты на НПЗ и снижение экспорта. Всё это усилило давление на внутренний рынок.
Дизель дешевеет — пока
На фоне роста бензиновых котировок поведение дизеля выглядит необычно. Его стоимость, после мартовского пика, продолжает снижаться. Тонна летнего дизеля сейчас стоит 58 069 рублей — это уже дешевле, чем Аи-92, и ниже прошлогоднего уровня.
Такой дисбаланс между видами топлива наблюдается нечасто и связан, скорее всего, с локальными факторами: снижение спроса на дизель летом, когда активнее используются бензиновые авто, и частичное восстановление поставок.
Эксперты: рост может продолжиться
Источник в топливной отрасли, с которым пообщался "Коммерсант", предполагает, что рост оптовых цен в ближайшие месяцы не остановится. Влияние окажут:
-
Повышение сезонного спроса (отпускной период);
-
Снижение накопленных резервов топлива;
-
Плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов;
-
Общая волатильность логистических цепочек.
Однако этот же источник полагает, что рост оптовых цен вряд ли резко отразится на розничных заправках, поскольку регулирующие органы стараются сдерживать подорожание на АЗС.
Экспорт сокращается: повлияет ли это?
В мае 2025 года экспорт бензина из России составил всего 133 тысячи тонн — на 47% меньше, чем годом ранее, и почти в три раза меньше, чем в апреле. Это резкое снижение помогает удерживать больше топлива внутри страны, но вместе с ростом внутреннего спроса и дефицитом предложений не спасает рынок от перегрева.
Снижение экспорта также связано с усилением контроля над поставками и приоритетом внутреннего обеспечения. Это временно снижает давление на АЗС, но не исключает риска скачков цен, если проблемы с производством сохранятся.
Что дальше?
Рост оптовых цен на бензин — тревожный сигнал, особенно на фоне летнего спроса. Хотя дизель временно дешевеет, общая динамика указывает на возможное продолжение давления на топливный рынок. Пока государство контролирует цены на заправках, но если тренд укрепится, розничная стабильность может оказаться под вопросом.
Подписывайтесь на Экосевер