Буллинг
Буллинг
Юрий Манаков Опубликована вчера в 18:50

Когда "привет" даётся трудно: как развивают коммуникативные навыки у детей с аутизмом

Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) не просто с трудом заводят разговор — они вообще могут избегать любого взаимодействия. И тогда для них общение становится не естественным процессом, а задачей, требующей поддержки, терпения и правильно выстроенной среды. Чтобы помочь таким детям развиваться и учиться взаимодействовать с другими, Центр лечебной педагогики "Особое детство" представил новое методическое пособие, нацеленное на развитие коммуникативных навыков дошкольников с РАС.

Что это за пособие?

Книга называется "Развитие коммуникативных и социальных навыков детей с РАС в рамках игровой группы". Её авторы — Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Ю. И. Каздым, О. В. Караневская и Е. О. Харламова. Это практическое руководство для педагогов, дефектологов, психологов и специалистов дополнительного образования, работающих с детьми, испытывающими трудности в общении.

Пособие создавалось на основе многолетней работы игровой группы Центра лечебной педагогики — уникального пространства, где детям с особенностями помогают раскрыться и почувствовать себя в безопасности в процессе игры. В книге подробно описаны этапы работы с детьми, особенности диагностики и формирования групп, а также представлена целостная модель занятий.

Как построено пособие

Издание условно делится на две части. В первой — теоретическая база: закономерности развития общения у детей, возможные нарушения при РАС и подходы, которые помогают справляться с этими сложностями.

Вторая часть — прикладная. Здесь описана конкретная модель игровой группы, как организовать процесс занятий, какие бывают этапы — от индивидуального сопровождения до группового взаимодействия. Подробно рассматриваются периоды:

  • диагностический;

  • индивидуальной работы;

  • и групповой коммуникации.

Каждый этап сопровождается пояснениями, примерами, рекомендациями и описаниями типичных ситуаций.

Практика, а не теория

Одна из сильных сторон пособия — это игры. В приложении собраны десятки игр, которые педагоги могут использовать в работе, адаптируя их под конкретного ребёнка или группу. Эти игровые сценарии рассчитаны не просто на развлечение, а на развитие базовых умений: устанавливать зрительный контакт, ждать своей очереди, выражать эмоции, понимать другого.

"Ребенок познает мир, опираясь на взрослого рядом, поэтому нам важно развивать взаимодействие с ребёнком с РАС. Как известно, не все дети, имеющие это нарушение развития, с удовольствием взаимодействуют с людьми вокруг, в том числе взрослыми. Поэтому развитие игрового взаимодействия со взрослым является важной частью комплексной помощи ребёнку с РАС", — подчёркивает один из авторов.

Этот подход подчёркивает важность личного контакта: сначала ребёнку нужно помочь установить прочную эмоциональную связь со взрослым, чтобы уже потом переносить навыки на общение со сверстниками.

Для кого эта книга

Пособие будет полезно:

  • специалистам дошкольных образовательных учреждений;

  • сотрудникам организаций дополнительного образования;

  • педагогам, работающим в инклюзивной среде;

  • родителям, которые хотят глубже понять механизмы развития общения у детей с РАС.

Важно и то, что методика охватывает не только детей с диагностированным аутизмом, но и тех, кто сталкивается с иными трудностями в сфере эмоций и воли. Это делает её универсальной в рамках широкой коррекционной практики.

Почему это важно

Расстройства аутистического спектра диагностируют у одного из 100 детей во всём мире. По данным ВОЗ, частота РАС растёт, и сегодня каждое усилие, направленное на поддержку таких детей, имеет значение.

Часто проблемы общения воспринимаются как второстепенные, особенно если ребёнок хорошо развивается интеллектуально. Однако именно коммуникативные навыки определяют качество жизни: способность дружить, выражать потребности, понимать других. И это — то, чему можно учить, особенно если начать вовремя и с пониманием.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Безопасный отдых: какие лагеря прошли проверку Роспотребнадзора в 2025 году сегодня в 15:50

Узнайте, какие детские лагеря прошли проверку Роспотребнадзора летом 2025 года и как выбрать безопасное место отдыха для вашего ребёнка.

Читать полностью »
Обновленное расписание и новые предметы: как изменится школьная жизнь с осени сегодня в 15:13

С 1 сентября 2025 года российские школы ждут значительные изменения: единое расписание, новые предметы и усиление роли родителей в образовательном процессе.

Читать полностью »
Шанс на отдых: детям из многодетных могут оплатить дорогу сегодня в 14:56

Власти обсуждают возможность бесплатного проезда в лагеря для детей из многодетных семей. Что известно о предложении, и когда оно может заработать?

Читать полностью »
Новый проект сегодня в 14:33

Запущена платформа, где дети вместе с родителями могут изучать родной край, проходить маршруты и узнавать историю в формате игры и путешествия.

Читать полностью »
Погибли пятеро детей: страшный пожар в частном доме под Москвой сегодня в 13:33

Трагедия в Подмосковье: пожар в частном доме унёс жизни пятерых детей, включая младенца. Что известно о причинах и какие уроки стоит вынести?

Читать полностью »
Традиционные ценности vs фембой: новая инициатива в Госдуме сегодня в 13:10

Детский омбудсмен Татарстана предложила признать фембой-субкультуру деструктивной и разработать законопроект о её запрете. Что стоит за этой инициативой?

Читать полностью »
Чернышенко: у ребёнка должно оставаться время на спорт и отдых сегодня в 12:12

Вячеслав Володин призвал пересмотреть школьные стандарты: перегрузка детей стала проблемой. Что предлагает правительство, и как может измениться день школьника?

Читать полностью »
Детские кроватки и автолюльки — теперь можно взять в аренду сегодня в 10:31

В Нижнем Новгороде появился первый пункт проката вещей для младенцев. Что можно взять, кто имеет право и как это связано с национальным проектом "Семья"?

Читать полностью »