
Когда "привет" даётся трудно: как развивают коммуникативные навыки у детей с аутизмом
Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) не просто с трудом заводят разговор — они вообще могут избегать любого взаимодействия. И тогда для них общение становится не естественным процессом, а задачей, требующей поддержки, терпения и правильно выстроенной среды. Чтобы помочь таким детям развиваться и учиться взаимодействовать с другими, Центр лечебной педагогики "Особое детство" представил новое методическое пособие, нацеленное на развитие коммуникативных навыков дошкольников с РАС.
Что это за пособие?
Книга называется "Развитие коммуникативных и социальных навыков детей с РАС в рамках игровой группы". Её авторы — Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Ю. И. Каздым, О. В. Караневская и Е. О. Харламова. Это практическое руководство для педагогов, дефектологов, психологов и специалистов дополнительного образования, работающих с детьми, испытывающими трудности в общении.
Пособие создавалось на основе многолетней работы игровой группы Центра лечебной педагогики — уникального пространства, где детям с особенностями помогают раскрыться и почувствовать себя в безопасности в процессе игры. В книге подробно описаны этапы работы с детьми, особенности диагностики и формирования групп, а также представлена целостная модель занятий.
Как построено пособие
Издание условно делится на две части. В первой — теоретическая база: закономерности развития общения у детей, возможные нарушения при РАС и подходы, которые помогают справляться с этими сложностями.
Вторая часть — прикладная. Здесь описана конкретная модель игровой группы, как организовать процесс занятий, какие бывают этапы — от индивидуального сопровождения до группового взаимодействия. Подробно рассматриваются периоды:
-
диагностический;
-
индивидуальной работы;
-
и групповой коммуникации.
Каждый этап сопровождается пояснениями, примерами, рекомендациями и описаниями типичных ситуаций.
Практика, а не теория
Одна из сильных сторон пособия — это игры. В приложении собраны десятки игр, которые педагоги могут использовать в работе, адаптируя их под конкретного ребёнка или группу. Эти игровые сценарии рассчитаны не просто на развлечение, а на развитие базовых умений: устанавливать зрительный контакт, ждать своей очереди, выражать эмоции, понимать другого.
"Ребенок познает мир, опираясь на взрослого рядом, поэтому нам важно развивать взаимодействие с ребёнком с РАС. Как известно, не все дети, имеющие это нарушение развития, с удовольствием взаимодействуют с людьми вокруг, в том числе взрослыми. Поэтому развитие игрового взаимодействия со взрослым является важной частью комплексной помощи ребёнку с РАС", — подчёркивает один из авторов.
Этот подход подчёркивает важность личного контакта: сначала ребёнку нужно помочь установить прочную эмоциональную связь со взрослым, чтобы уже потом переносить навыки на общение со сверстниками.
Для кого эта книга
Пособие будет полезно:
-
специалистам дошкольных образовательных учреждений;
-
сотрудникам организаций дополнительного образования;
-
педагогам, работающим в инклюзивной среде;
-
родителям, которые хотят глубже понять механизмы развития общения у детей с РАС.
Важно и то, что методика охватывает не только детей с диагностированным аутизмом, но и тех, кто сталкивается с иными трудностями в сфере эмоций и воли. Это делает её универсальной в рамках широкой коррекционной практики.
Почему это важно
Расстройства аутистического спектра диагностируют у одного из 100 детей во всём мире. По данным ВОЗ, частота РАС растёт, и сегодня каждое усилие, направленное на поддержку таких детей, имеет значение.
Часто проблемы общения воспринимаются как второстепенные, особенно если ребёнок хорошо развивается интеллектуально. Однако именно коммуникативные навыки определяют качество жизни: способность дружить, выражать потребности, понимать других. И это — то, чему можно учить, особенно если начать вовремя и с пониманием.
Подписывайтесь на Экосевер