Вечерняя пробка у Кремлёвской стены в Москве
Вечерняя пробка у Кремлёвской стены в Москве
Юрий Манаков Опубликована 11.06.2025 в 16:19

Новые побеждают: россияне стали реже брать автокредиты на подержанные машины

Интерес к кредитам на новые автомобили в России резко вырос. В мае их доля достигла максимума за последние четыре года — и всё это на фоне дорогих ставок на "вторичку" и активного стока у дилеров. Поддержку оказали не только банки, но и автопроизводители, включая китайские бренды, которые продвигают машины через льготные программы. А вот кредиты на подержанные авто продолжают терять позиции: ставки кусаются, а выбор — всё хуже.

Что показали майские цифры

По данным "Объединенного кредитного бюро" (ОКБ), в мае россияне оформили 74,79 тыс. автокредитов на общую сумму 97,28 млрд рублей. Причём 69% всех кредитов (в денежном выражении — 70%) пришлись именно на новые автомобили. Это лучший показатель с ноября 2020 года по количеству сделок и с февраля 2022-го — по объёму.

Средняя сумма одного кредита на новое авто в мае составила 1,356 млн рублей. Для сравнения: в феврале 2022 года она доходила до 1,527 млн.

Доля подержанных автомобилей, соответственно, сократилась — до 31% по количеству и до 30% по объёму. Средний кредит на "бэушку" — 1,289 млн рублей.

Почему новые выигрывают

Эксперты сходятся во мнении: тренд в сторону новых авто сформировали сразу несколько факторов. Главный из них — выгодные условия от дилеров, которые стараются избавиться от переполненных складов. Субсидии и рассрочки от брендов, особенно китайских, стали настоящим драйвером рынка.

Начальник управления автокредитования Ингосстрах-банка Андрей Еременко считает, что льготные предложения от производителей сыграли ключевую роль:

"На рост доли новых автомобилей может повлиять усиление мер поддержки со стороны китайских производителей, таких как скидки и программы рассрочек".

Согласен с этим и руководитель направления по работе с автопроизводителями Альфа-банка Илья Долгих:

"С начала года спрос на новые машины значительно выше, чем на подержанные. Предложить более выгодные условия по "вторичке” банки пока не могут".

В ВТБ также подтвердили: основная часть кредитов сейчас оформляется именно на новые машины.

А "вторичка" теряет в темпе

Подержанные автомобили остаются за бортом: ставки высокие (в среднем 28,38% годовых), а выбор — всё хуже. Отсутствие европейских, корейских и японских моделей с пробегом значительно сокращает предложение.

Как объясняет директор департамента развития автокредитования финтех-компании "Баланс-Платформа" Екатерина Конова:

"Во-первых, высокий средний уровень ставок. Во-вторых, отсутствие широкого предложения б/у автомобилей европейского, корейского или японского производства".

Она также отмечает, что при ключевой ставке 20% можно найти автокредит на новое авто от 0,1% — и это серьёзный аргумент в пользу покупки с салона.

Регулятор ужесточает подход

Не только ставки и дефицит влияют на рынок. Уже с 1 июля вступают в силу макропруденциальные лимиты ЦБ на автокредитование — и это особенно ударит по сегменту подержанных машин.

Как объясняет старший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Иван Уклеин:

"Доля заёмщиков с высоким ПДН в сегменте подержанных автомобилей в среднем выше. ЦБ отмечал, что значительная часть нецелевых автокредитов в этом сегменте фактически представляет собой обход регуляторных ограничений в потребительском кредитовании".

По сути, рынок "серых" схем с нецелевыми кредитами постепенно сжимается, что делает оформление кредита на подержанную машину ещё менее доступным.

Будущее: не слишком радужное

Хотя Центробанк впервые за долгое время снизил ключевую ставку (с 21 до 20%), эксперты не ждут резкого оживления рынка.

По оценке Егора Лопатина, директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР:

"Мы ожидаем существенного падения сегмента автокредитования по итогам года — в сравнении с прошлым годом он может снизиться на 40-50%".

Восстановление возможно только в случае возвращения ставок по автокредитам ниже 20%. Пока же в выигрыше — лишь те, кто готов взять машину из салона по субсидированной ставке.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Смартфоны подорожают: что ждёт рынок в 2025 году сегодня в 18:49

В 2025 году смартфоны подорожают — производители уже готовятся к росту издержек и пошлин. Кто выиграет на фоне кризиса, и что ждать потребителям?

Читать полностью »
Россия выведет на орбиту первую в мире станцию-дрон сегодня в 16:11

Россия строит орбитальную станцию нового поколения, где обслуживание поручат роботам. Эта идея уже запатентована — и станет шагом к освоению Луны.

Читать полностью »
МВД потребовало право замораживать счета без суда сегодня в 14:35

МВД настаивает на праве быстро блокировать счета без суда, чтобы остановить финансовых мошенников. Но как это скажется на правах граждан?

Читать полностью »
Из Москвы в Питер с умом: как сэкономить на дороге сегодня в 12:47

Самый быстрый — не всегда самый удобный, а самый дешёвый — не всегда адекватный. Разбираемся, как выгоднее доехать из Москвы в Петербург и не пожалеть.

Читать полностью »
Пять простых правил, которые спасут ваш кошелёк при покупке с рук сегодня в 11:48

Как не попасться мошенникам при покупке с рук? Простой гид поможет вам избежать типичных ошибок и сделать выгодную и безопасную сделку.

Читать полностью »
Лайфхак для семейных трат — как вести общий бюджет без конфликтов сегодня в 11:11

Как держать финансы под контролем в 2025 году? 5 бесплатных приложений для личного бюджета — выберите подходящее и начните умно управлять деньгами.

Читать полностью »
1504 места: РЖД запустили самый вместительный поезд России сегодня в 10:05

РЖД запустили самый вместительный поезд в истории России — обновлённую «Аврору». Почему она снова вышла на маршрут и как попасть в число 1504 пассажиров?

Читать полностью »
Как шопиться в супермаркете — 7 хитростей против маркетологов сегодня в 9:31

Как экономить на продуктах и не жертвовать качеством? Простой гид по умному шопингу — от планирования до лайфхаков на кассе. Не пропустите!

Читать полностью »