
Новые побеждают: россияне стали реже брать автокредиты на подержанные машины
Интерес к кредитам на новые автомобили в России резко вырос. В мае их доля достигла максимума за последние четыре года — и всё это на фоне дорогих ставок на "вторичку" и активного стока у дилеров. Поддержку оказали не только банки, но и автопроизводители, включая китайские бренды, которые продвигают машины через льготные программы. А вот кредиты на подержанные авто продолжают терять позиции: ставки кусаются, а выбор — всё хуже.
Что показали майские цифры
По данным "Объединенного кредитного бюро" (ОКБ), в мае россияне оформили 74,79 тыс. автокредитов на общую сумму 97,28 млрд рублей. Причём 69% всех кредитов (в денежном выражении — 70%) пришлись именно на новые автомобили. Это лучший показатель с ноября 2020 года по количеству сделок и с февраля 2022-го — по объёму.
Средняя сумма одного кредита на новое авто в мае составила 1,356 млн рублей. Для сравнения: в феврале 2022 года она доходила до 1,527 млн.
Доля подержанных автомобилей, соответственно, сократилась — до 31% по количеству и до 30% по объёму. Средний кредит на "бэушку" — 1,289 млн рублей.
Почему новые выигрывают
Эксперты сходятся во мнении: тренд в сторону новых авто сформировали сразу несколько факторов. Главный из них — выгодные условия от дилеров, которые стараются избавиться от переполненных складов. Субсидии и рассрочки от брендов, особенно китайских, стали настоящим драйвером рынка.
Начальник управления автокредитования Ингосстрах-банка Андрей Еременко считает, что льготные предложения от производителей сыграли ключевую роль:
"На рост доли новых автомобилей может повлиять усиление мер поддержки со стороны китайских производителей, таких как скидки и программы рассрочек".
Согласен с этим и руководитель направления по работе с автопроизводителями Альфа-банка Илья Долгих:
"С начала года спрос на новые машины значительно выше, чем на подержанные. Предложить более выгодные условия по "вторичке” банки пока не могут".
В ВТБ также подтвердили: основная часть кредитов сейчас оформляется именно на новые машины.
А "вторичка" теряет в темпе
Подержанные автомобили остаются за бортом: ставки высокие (в среднем 28,38% годовых), а выбор — всё хуже. Отсутствие европейских, корейских и японских моделей с пробегом значительно сокращает предложение.
Как объясняет директор департамента развития автокредитования финтех-компании "Баланс-Платформа" Екатерина Конова:
"Во-первых, высокий средний уровень ставок. Во-вторых, отсутствие широкого предложения б/у автомобилей европейского, корейского или японского производства".
Она также отмечает, что при ключевой ставке 20% можно найти автокредит на новое авто от 0,1% — и это серьёзный аргумент в пользу покупки с салона.
Регулятор ужесточает подход
Не только ставки и дефицит влияют на рынок. Уже с 1 июля вступают в силу макропруденциальные лимиты ЦБ на автокредитование — и это особенно ударит по сегменту подержанных машин.
Как объясняет старший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Иван Уклеин:
"Доля заёмщиков с высоким ПДН в сегменте подержанных автомобилей в среднем выше. ЦБ отмечал, что значительная часть нецелевых автокредитов в этом сегменте фактически представляет собой обход регуляторных ограничений в потребительском кредитовании".
По сути, рынок "серых" схем с нецелевыми кредитами постепенно сжимается, что делает оформление кредита на подержанную машину ещё менее доступным.
Будущее: не слишком радужное
Хотя Центробанк впервые за долгое время снизил ключевую ставку (с 21 до 20%), эксперты не ждут резкого оживления рынка.
По оценке Егора Лопатина, директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР:
"Мы ожидаем существенного падения сегмента автокредитования по итогам года — в сравнении с прошлым годом он может снизиться на 40-50%".
Восстановление возможно только в случае возвращения ставок по автокредитам ниже 20%. Пока же в выигрыше — лишь те, кто готов взять машину из салона по субсидированной ставке.
Подписывайтесь на Экосевер