Полет на Марс грозит полной слепотой астронавтам

Как выяснилось, полету человека на Марс препятствуют не только радиация и отсутствие ракеты-носителя с кораблём, но и странное расстройство зрения, обнаруженное совсем недавно у космонавтов, проведших на орбите несколько месяцев. Ряд исследователей даже предположил, что космические путешественники на Марс в итоге могут прилететь совершенно слепые.

Учёные обследовали примерно 300 астронавтов - зрение ухудшилось примерно у 30% летавших на шаттле, то есть пробывших в космосе около двух недель, и где-то у 60% тех, что с полгода просидели на МКС. Состояние, схожее с отёком диска зрительного нерва, предположительно, вызывается повышенным давлением спинномозговой жидкости на голову и глаза в результате микрогравитации.

В основном исследования концентрировались на семи астронавтах с самыми вопиющими симптомами. Один из них признавался, что на третьем месяце пребывания в космосе мог ясно различить Землю только с помощью лупы.

Как правило, по возвращении на Землю зрение приходит в норму, однако недавнее исследование обнаружило, что некоторый эффект продолжает сохраняться, и из-за этого не все астронавты могут квалифицироваться к следующим полётам, сообщает compulenta.ru.

Напомним, что начался последний этап эксперимента ''Марс-500'', имитирующий пилотируемый полет к Красной планете. Эксперимент "Марс-500" стартовал в июне 2010 года, когда его участники на 520 суток задраили люки наземного имитатора. Эксперимент включает в себя 250-суточный "перелет" с Земли на Марс, пребывание на его поверхности и 240-суточное возвращение.

Шестеро испытателей из разных стран, добровольно заточившие себя почти на полтора года в симуляторе космического корабля в Институте медико-биологических проблем, должны выйти из него 4 ноября. Сейчас Корабль уже на околоземной орбите, и задержки связи, которую все это время нарочно инсценировали бортовые компьютеры, больше нет.

Основная цель эксперимента - максимально достоверная симуляция полета на Марс длительностью в 520 дней, исследование проблемы совместного существования экипажа в условиях крайне ограниченного жизненного пространства. В эксперименте принимают участие шесть добровольцев: россияне Алексей Ситев, Сухроб Камолов и Александр Смолеевский, француз Роман Шарле, китаец Ван Юэ и итальянец Диего Урбина. После выхода каждый испытатель, продержавшийся все 520 суток, получит гонорар 3 млн руб.

Напомним, что ранее руководители космических агентств России и Европы на авиакосмическом салоне МАКС-2011 заявили, Роскосмос и Европейское космическое агентство (ЕКА) пришли к полному взаимопониманию относительно будущего полета на Марс. "На Марс лететь нужно и, по моему убеждению, мы выполним первый полет туда вместе", - заявил глава ЕКА Жан-Жак Дорден. "Даже если бы сейчас Луна и Марс оказались на одном расстоянии от Земли, безусловно, для будущего полета мы бы выбрали Марс, так как с точки зрения науки эта планета гораздо интереснее Луны", - сказал со своей стороны глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Вместе с тем стороны затруднились назвать сроки такой совместной экспедиции.

По предположениям ряда ученых, примерно три миллиарда лет назад треть поверхности Красной планеты покрывал океан жидкой воды, в который впадали реки, а в атмосфере формировались облака и шли дожди. Если гипотезу соленых ручьев удастся подтвердить, это станет первым свидетельством наличия жидкой воды на нынешнем Марсе.