Опубликована 15.05.2007 в 12:22

Эколого-экономические проблемы бассейна реки Амур

В преддверии парламентских слушаний на тему “Эколого-экономические проблемы бассейна реки Амур и пути их законодательного решения” Председатель Комитета Государственной Думы по экологии Владимир Грачев определил основные проблемные направления.

Современное состояние бассейна реки Амур оценивается как близкое к критическому. В настоящее время река Амур является одной из наиболее загрязненных рек России, что обусловлено комплексным воздействием природных и антропогенных процессов в ее бассейне на формирование качества воды. Это связано с тем, что в бассейне р. Амур находятся крупнейшие промышленные города – Чита, Благовещенск, Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, где сконцентрировано большинство промышленных предприятий. Многие очистные сооружения работают в ненормативном режиме, перегружены, особенно сооружения биологической очистки.

Реки бассейна Амура испытывают большую антропогенную нагрузку. Основными виновниками загрязнения поверхностных вод бассейна Амура остаются береговые объекты речного флота, золотодобывающие предприятия и промышленные центры, угледобывающие предприятия, железнодорожный транспорт, предприятия мясной и молочной промышленности, объекты коммунального хозяйства.

По словам Владимира Грачева, в последние годы значительно усиливается антропогенное воздействие на природную среду в бассейне Амура со стороны КНР: на китайской стороне при высоких темпах развития промышленности и сельского хозяйства происходит интенсивное загрязнение вод, осушаются и распахиваются болота, загрязняются почвы.

Согласно прогнозам дальневосточных ученых, через 15 лет река Амур превратится в мертвую реку. В результате хозяйственной деятельности Амур уже не способен к самовосстановлению. Загрязнение Амура происходит как с Российской стороны, так и со стороны КНР. Следует отметить, что в бассейне р. Амур на территории России, Китая и Монголии проживает свыше 75 млн. человек, более 90 % населения приходится на долю КНР, а на российской территории бассейна Амура проживает лишь около 3% населения бассейна.

Развитие договорной базы России и Китая, регулирующей вопросы двусторонних отношений в области совместного использования и охраны трансграничных водотоков, предупреждения и действий в условиях трансграничного загрязнения, является основной задачей развития двустороннего сотрудничества. Главный документ, который может реально рассматриваться для подписания с китайской стороной в ближайшее время – это проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов.