Военно-морской музей Санкт-Петербурга попал под атаку властей?

Военно-морской музей Санкт-Петербурга попал под атаку властей?

Несколькими днями раньше питерская градоначальница получила от российского президента карт-бланш на создание топливной биржи в стенах “родного исторического здания на стрелке Васильевского острова”, пишут НОВОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Очередная атака на Центральный военно-морской музей организована не в пример предыдущим – наверняка! С использованием всего арсенала современной риторики.

Как известно музей переехал в бывшее здание Фондовой биржи в 1939 году, когда надобность в биржах отпала. До этого он располагался в одном из крыльев Адмиралтейства, куда ныне его и собираются вернуть. Правда, недавно министр обороны заявил руководству расположенного там Военно-морского инженерного института (в прошлом ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского), что никаких посягательств на их законную территорию не предвидится. Но чего стоят в России слова чиновника, тем более высокопоставленного? Вспомним хотя бы историю о Б.Н. Ельцине и рельсах.

В стране полным ходом продолжается перекройка массового сознания, с подчинением его сугубо “экономическим” принципам бытия. Этому способствует и характер телевещания и откровенная борьба с остатками культурного наследия. В качестве главного аргумента по выдворению учреждений культуры из исторических зданий наиболее популярна ссылка на низкую нерентабельность. В нашем случае председатель Комитета по градостроительству и архитектуре А.Викторов заявил, что “по экономическим соображениям в центре города выгоднее работать бирже, так как музей при существующей стоимости билетов не окупает аренду и эксплуатацию исторического здания”.

Любопытно, а есть ли вообще страны, где музеи не получают госдотаций? Однако мы, как всегда, идем своим путем! Переезжает исторический архив, освобождая здание Сената и Синода для Конституционного суда. Вполне обоснованно трепещет персонал Национальной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и, увы, “дышащей на ладан” Центральной военно-морской библиотеки (ЦВМБ), которую угораздило разместиться в Инженерном замке. Все они, увы, расположены на землях, способных принести немалую прибыль.

Пренебрежительное отношение к редеющим островкам культуры уже приносит свои плоды.

Результаты социологического опроса, проведенного чиновниками городского комитета по культуре среди молодежи “культурной столицы” более чем настораживают. Более 70% опрошенных ни разу не посещали ни библиотек, ни музеев, а 92% никогда не были на концертах классической музыки. Складывается впечатление, что власть намерена культивировать именно таких “продвинутых” ребят, с ними проще, они легче клюют на сомнительную аргументацию.

Схема завладения территорией (зданием) незатейлива как грабли. Для начала создается “экспертное” заключение об их аварийном состоянии. Под этим соусом снесен стадион имени С.М.Кирова, на месте которого “Газпром” собирается возвести нечто грандиозное по японскому проекту. Причем даже охранное свидетельство памятника архитектуры не способно защитить здание, на которое “положен глаз”. Один из примеров – гостиница на Малом проспекте Васильевского острова близ Тучкова моста, возведенная на месте прекрасного дома 19 века. Долой каноны! Питерцы в ужасе примолкли, услышав о планах строительства в черте города 300-метрового небоскреба. Землица-то нынче в цене!

Бесспорно, здание Биржи, занимаемое Военно-морским музеем, нуждается в реставрации. Заметим также, что вопрос о возрождении Биржи на историческом месте и переводе музея в более современное здание уже муссировался лет десять тому назад. Помнится, тогда биржевики, исследовав вопрос, пришли к выводу, что здание, лишенное современных коммуникаций и инфраструктуры, необходимых для функционирования биржи, проще взорвать и выстроить заново.

Удивительно, но старики-специалисты говорят, что после войны было проще. Разруха была не меньше, зато государство выделяло на восстановление зданий огромные суммы, приветствуя научный подход в этом трудоемком процессе. Да и понятия “откат”, столь дорогого сердцу современного чиновника, тогда просто не существовало.

Настораживает устойчивая тенденция снижения роли государства, явно страдающего от хронического бюджетного профицита, в судьбе памятников архитектуры. Вот и госпожа Матвиенко все настойчивей продвигает идею о передаче всех памятников архитектуры в частные руки, видимо, для пущей сохранности. Хотя бы на уровне Эрмитажа.

Однако вернемся к военно-морскому музею, страдающему, по мнению ряда экспертов, не только от разрухи, но и от хронической нехватки жизненного пространства. Именно поэтому, мол, и необходимо перенести музей, в запасниках которого более 2 млн. артефактов, в специально построенное здание. Но вы его сначала подготовьте! Возможно это кому-то в диковину, но у большинства крупных музеев в постоянной экспозиции находится лишь 10-12% экспонатов, остальное - в запасниках. Никому же не приходит в голову под этим соусом выселить Эрмитаж в Новую Деревню, к примеру, в хорошо охраняемый ангар.

Справедливости ради стоит признать, что экспозиция военно-морского музея в последние годы заметно деградирует, особенно в части богатейшего событиями периода “холодной войны”. Складывается впечатление, что снижению авторитета музея - некогда признанного центра науки и культуры помогли и кадровые решения. До недавнего времени музеем руководил бывший завклубом одного учебного заведения, правда, военно-морского.

Что до идеи создания национального морского центра на базе Адмиралтейства, то и она не нова, и даже приветствуется сотрудниками того же музея. Увы, для ее реализации понадобилось бы не только переселить ВМИИ, но и штаб Ленинградской военно-морской базы, поскольку создание центра подразумевает и перемещение туда вышеупомянутой ЦВМБ. Дело это муторное и финансоемкое, поэтому обеспечить начало работы нефтяной биржи именно на Стрелке Васильевского острова уже в 2007 году, как было объявлено, представляется весьма проблематичным даже при наличии “августейшего” одобрения.

Разве что военно-морские реликвии возьмут да и выбросят на улицу, как тех бедолаг-отставников, что, “потеряв связь с Вооруженными силами”, остались жить на служебной площади. Время, однако, такое – никаких сантиментов. Одна лишь экономическая “целесообразность”, выглядящая скорей как сознательное и методичное размывание духовно-нравственной основы общества.

Ровно десять лет тому назад в далеком Париже возникла до боли схожая ситуация с тамошним Военно-морским музеем. Решением президента Франции был утвержден проект создания на его месте во дворце Шайо Музея первобытного искусства. Ассоциация друзей музея и комитет общественной поддержки незамедли-тельно отреагировали, добившись назначения компетентной комис-сии, приступившей к изучению возник-шей проблемы и оценке целесооб-разности подобных перемещений.

Не секрет, что во Франции, как и в России, переезд сродни пожару. Был организован сбор подписей в защиту музея. Менее чем за два месяца поступило 18000 писем от сторонников идеи, что музей должен оставаться в своих стенах. Считая сохранение подобного собрания уникальных ценностей проблемой интернациональной, Ас-социация обратилась с просьбой о поддержке и к нашей общественности...

Вопрос был решен однозначно и кардинально. К президенту Миттерану прибыл капитан 1 ранга Эрик Табарли, чьи громкие победы в международных парусных гонках в свое время заставили французов осознать, что их страна - великая морская держава. Он без обиняков заявил, что если это по-прежнему так, то музей следует оставить в покое. Франсуа Миттеран, не задумываясь, согласился со словами Табарли.

Тучи над музеем рассеялись, а в наши Военно-морскую академию и Центральный военно-морской музей поступили благодарственные письма от директора парижского музея адмирала Франсуа Беллека с пожеланием поскорее разрешить собственные проблемы.

Увы, пожеланий французского адмирала оказалось недостаточно. Настолько все запущено в нашей “морской столице”! Как это ни больно признавать это понятие присуще исключительно морским державам, к которым на данном историческом этапе нашу страну можно отнести разве что из уважения к великому прошлому. Именно по этому прошлому и будет нанесен удар в случае непродуманных действий в отношении военно-морского музея – уникального хранилища общенациональных реликвий и флотских традиций.

Последнее - залог того, что флот, а значит, и держава, когда-нибудь возродятся. И бесконечно наивен тот, кто считает, что для возрождения России достаточно лишь налоговых поступлений от торговли нефтепродуктами. Впрочем, неизвестно, стремятся ли к ее возрождению те, кто принимает исключительно разрушительные решения!

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.