семья в аэропорту
семья в аэропорту
Алексей Ковалёв Опубликована сегодня в 11:50

Скандал в аэропорту: как авиакомпании нарушают закон о рассадке с детьми и что с этим делать

Случай рейса из Сочи: семья с детьми 3 и 5 лет получила места в разных рядах — отказ авиакомпании

Все чаще пассажиры жалуются на то, что авиакомпании нарушают правила рассадки пассажиров с детьми, прописанные в законах и инструкциях. В частности, речь идет о требовании предоставления мест рядом с детьми до 12 лет и сопровождающим их лицом. Эта обязанность прописана в приказе Минтранса России № 462, который был выпущен в декабре 2024 года и вступил в силу с 2025 года. Согласно этому документу, авиаперевозчик обязан бесплатно предоставить пассажирам, путешествующим с детьми до 12 лет, соседние места в одном ряду, без прохода между ними. Однако, как показала практика, даже при наличии этого требования авиакомпании продолжают рассаживать семьи и детей на разных местах.

Основные проблемы с рассадкой пассажиров с детьми

Несмотря на наличие чётких правил, соблюдение требований остаётся проблемой для многих туристов. Пассажиры жалуются, что их рассаживают на разные места, и они вынуждены предпринимать дополнительные усилия, чтобы обеспечить безопасность и комфорт своих детей во время полета. Часто для этого приходится идти на крайние меры: устраивать скандалы в аэропорту, обращаться с претензиями в авиакомпании и даже подавать исковые заявления в суд.

Истории из реальной жизни

Многие туристы делятся своими историями, рассказывая о том, как им приходилось бороться за право сидеть с детьми рядом. Одна из таких историй произошла этим летом, когда семья путешествовала из Сочи. Женщина рассказала, что ей предоставили места в разных рядах с детьми 3 и 5 лет. После того как она не смогла договориться с авиакомпанией, ей пришлось устроить скандал в аэропорту. В итоге её семью разместили в последнем ряду, где кресла не раскладываются, что сильно испортило впечатления от путешествия.

"Возвращались этим летом из Сочи, мне дали разные места с детьми 3 и 5 лет. Пришлось устроить в аэропорту скандал. В итоге нас "засунули" на самый последний ряд, где кресла не раскладываются", — рассказывает пассажирка.

Ещё один случай произошел на рейсе из Москвы в Турцию. 12-летнюю дочь посадили рядом с младшим ребенком, а её саму отправили на другой ряд. Пассажирка была в шоке от того, как её детей разделили в самолете, и попыталась договориться с пассажирами, чтобы поменяться местами. Она заявила, что если ситуация не будет решена, то она напишет запрос в прокуратуру.

"Нас на рейсе из Москвы в Турцию рассадили: 12-летнюю дочку рядом с младшим ребенком, а меня отправили на другой ряд. Такой нервотрепки я еще в жизни не видела. Дети рыдали, я сама была в шоке — они думают, что двенадцатилетка может обеспечить безопасность малышу? Просила людей в самолете поменяться со мной. Вернусь домой — напишу запрос в прокуратуру", — негодует клиентка другой авиакомпании.

Эти истории подтверждают, что проблема рассадки детей в самолете действительно существует, и пассажиры сталкиваются с ней на регулярной основе.

Проблемы с заранее оплаченной рассадкой

Особое недовольство пассажиров вызывает ситуация, когда они заранее оплачивают места, чтобы гарантировать комфортную рассадку с детьми. Однако и это не всегда спасает от проблем. Например, одна из женщин с 7-летним ребенком, возвращаясь из Египта, заранее выбрала и оплатила места, чтобы они могли сидеть вместе. Однако во время регистрации выяснилось, что авиакомпания заменила борт, и их посадили в одном ряду, но через проход.

"Я написала претензию в авиакомпанию — там ситуацию признали и заявили о готовности вернуть деньги. Но отрицают, что нарушили правила перелета родителей и детей и отказываются выплачивать какую-либо компенсацию", — рассказала женщина.

Шансы на выигрыш в суде

По словам Вадима Погорелова, руководителя юридического отдела компании "Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры"", у туристки есть все шансы выиграть дело, так как перевозчик изначально должен был бесплатно предоставить соседние места для пассажиров, путешествующих с детьми. Если авиакомпания нарушает эти обязательства, потребитель имеет право не только вернуть деньги за выбор мест, но и потребовать компенсацию за моральный ущерб.

"Налицо нарушение требований к качеству услуг. Потребитель может не только получить назад деньги, потраченные на выбор мест, но и потребовать компенсацию морального вреда за нарушение его прав", — отметил Погорелов.

Он добавил, что компенсация за моральный ущерб, скорее всего, будет не слишком большой, но вероятность успешного исхода дела достаточно высока.

Сравнение стандартов рассадки в авиакомпаниях

Авиакомпания Обязательные условия для рассадки Частота нарушений
Авиакомпания 1 Соседние места с детьми до 12 лет, бесплатно Высокая
Авиакомпания 2 Соседние места с детьми, при наличии мест в ряду Средняя
Авиакомпания 3 Бесплатная рассадка с детьми на рейсах, оплативших места Низкая

Эти данные показывают, что далеко не все авиакомпании в полной мере соблюдают требования Минтранса России по бесплатной рассадке пассажиров с детьми. Частота нарушений варьируется, но в большинстве случаев авиакомпании либо игнорируют запросы пассажиров, либо не способны обеспечить необходимые условия на рейсах.

Как избежать проблем с рассадкой с детьми

Чтобы избежать неприятных ситуаций с рассадкой, родителям стоит обратить внимание на несколько важных аспектов:

  1. бронирование мест заранее. Лучше всего забронировать места за несколько недель до вылета, чтобы быть уверенным в том, что они будут расположены рядом. Это особенно важно, если речь идет о долгих перелетах.

  2. проверка информации при регистрации. Перед регистрацией на рейс проверьте, что места не были изменены, и что они действительно расположены рядом. Особенно это важно, если вы оплачиваете выбор мест.

  3. коммуникация с авиакомпанией. Если вы сталкиваетесь с проблемами рассадки, важно сразу же связаться с представителями авиакомпании и попытаться разрешить ситуацию на месте.

Мифы о рассадке с детьми

Миф Правда
Места с детьми всегда будут рядом Места могут быть заменены, особенно если борт меняется, и перевозчик не гарантирует размещение рядом
Все авиакомпании строго следуют правилам Некоторые авиакомпании нарушают требования, не предоставляя места рядом с детьми
Только в крупных авиакомпаниях возникают проблемы с рассадкой Проблемы могут возникать в любом перевозчике, независимо от его размера

Исторический контекст: как менялись правила рассадки в самолётах

Проблемы с рассадкой пассажиров с детьми в авиации существуют давно. Однако с каждым годом требования к перевозкам становятся всё более строгими. Законодательство по этому вопросу начало формироваться в конце 2010-х годов, когда начали обсуждаться права пассажиров, путешествующих с детьми. В России нормы, регламентирующие эту сферу, начали активно развиваться в 2020-х годах, а приказ Минтранса России № 462 стал важным шагом на пути к улучшению условий для путешествующих с детьми. С момента его введения, авиакомпании обязаны предоставлять соответствующие условия для пассажиров с детьми до 12 лет, но, как показывают случаи, не все перевозчики строго следуют этим правилам.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Мальдивы стали самым дорогим туром года по версии Onlinetours Premium вчера в 17:36
Самый дорогой тур года: как россияне потратили миллионы рублей на отпуск на Мальдивах

В 2025 году премиум-туризм в России продолжает развиваться, с рекордами на Мальдивах и популярными направлениями в Турции и ОАЭ. Узнайте, что изменилось.

Читать полностью »
Россияне стали основными туристами на Хайнане в 2025 году — туроператоры вчера в 15:47
Как Хайнань подстраивается под растущий интерес россиян: новые курорты и шопинг на миллионы

Хайнань продолжает набирать популярность среди россиян. С 2025 года остров стал рекордным курортом, принимающим полмиллиона туристов. Узнаем, что изменилось для отдыхающих.

Читать полностью »
Таиланд ужесточает контроль за иностранцами — миграционная служба вчера в 13:10
Таиланд ужесточает контроль за туристами: кто рискует остаться без въезда

Таиланд ужесточает контроль за туристами, остающимися в стране на 2-3 месяца. Узнаём, как новые меры повлияют на российских путешественников.

Читать полностью »
Российские туристы стали позже планировать новогодний отдых — эксперт Мкртчян вчера в 11:26
Россияне откладывают бронирование Нового года: что стоит за этой неожиданной тенденцией

Россияне начинают бронировать новогодние каникулы позже, сдвигая время планирования на ноябрь. Разбираемся, что влияет на этот тренд и какие альтернативы есть для отдыха.

Читать полностью »
Отельеры Турции подтвердили сохранение системы всё включено вчера в 9:55
Турция не откажется от всё включено: но стоит ли ждать сюрпризов в будущем

Турция продолжает работать по системе "всё включено", но изменения возможны. Разбираемся, как это повлияет на туристов из России и на стоимость отдыха.

Читать полностью »
Белоруссия вошла в список доступных направлений для отдыха россиян вчера в 7:33
Дешёвый отдых до конца 2025 года: россиянам открылись страны, где отпуск стоит как выходные дома

Эксперты OneTwoTrip назвали самые доступные страны для россиян до конца 2025 года. Рассказываем, куда улететь недорого и сколько стоят билеты и жильё.

Читать полностью »
Туристы должны быть бдительны при упаковке багажа, предупреждает МИД Великобритании вчера в 7:11
Туристам напоминают: перевозка чужих вещей через границу может привести к серьёзным последствиям

МИД Великобритании предупреждает туристов о рисках, связанных с перевозкой чужого багажа. Узнайте, как избежать неприятностей при путешествиях

Читать полностью »
Турецкие отели продолжат работать по системе все включено, заявил представитель отрасли вчера в 6:10
Турция сохранит систему все включено: вот что ждёт российских туристов в ближайшее время

Турция продолжит предлагать систему «все включено», несмотря на экономические вызовы. Узнайте, как это повлияет на туристов и будущее отрасли

Читать полностью »