
Дикие традиции беременности и родов у некоторых северян
У большинства народов севера, как и у других национальностей по всему миру, женщина считалась существом нечистым.
Поэтому неудивительно, что на нее были наложены некоторые запреты.
То же самое касалось беременности и родов, на долю которых приходились традиции, непривычные для жителей "большой земли".
Отдельное "жилище"
К примеру, саамы — немногочисленный народ, у которого роженица занимала особое место — чаще всего рядом с дверью. Оно было отгорожено от остальной территории с помощью парусины или брезента.
А раньше для будущей мамы возводили отдельное жилье без отопления, где она рожала в необыкновенном холоде, если роды приходились на зиму. В центре такого жилища был расположен очаг, но от него было мало толку.
Это делалось,
- во-первых, для укрытия от сглаза,
- во-вторых, для того, чтобы уберечь окружающих.
Будущую мать считали нечистой и думали, что она может навредить другим.
Она занималась дымовым окуриванием, полученным от подожженного волоса бобров или шерсти оленей. Отдельно от других молодая мама жила и шесть недель после появления малыша на свет. С медицинской точки зрения, это защищало не только окружающих, но роженицу и ее малыша от различных инфекций.
Что происходил после рождения малыша
После родов чум очищался окуриванием дымом от сала оленей или можжевеловых листьев. В некоторых случях для этого котел наполняли водой и опускали в нее часть чаги (нароста с березового ствола), кипятили. Затем полученной водой брызгали все вещи и всех присутствующих.
После рождения малыша его сразу обтирали ледяной водой, в некоторых случаях — снегом. Вскоре кроха делал первый вздох, и его опускали в теплую воду. Затем ребенка укутывали в заячий мех и клали рядом с родительницей.
У хантов, живших на Ямале, была похожая традиция.
Местные жители для будущей мамы ставили чум. После рождения малыша такое жилище подлежало сожжению. Было хорошо роженицам, если жить им приходилось в таких чумах летом, а не зимой. Остальных можно только пожалеть.
Перед родами будущую маму облекали в старые поношенные вещи. После родов их относили в лес вместе с плацентой. Затем на дерево вещали чумак из бересты — в него укладывали плаценту. Некоторые ханты в этот же чумак клали платок с поясом и миниатюрную рубашечку. По мнению ученых, так выглядело жертвоприношение для плаценты вместе с угощением. Одежду матери также укладывали на пень или вешали на ветку.
Конечно, с тех пор на севере много чего изменилось. Однако некоторые народы продолжают соблюдать традиции и сохранять их по сей день.