Открытие таинственных сигналов из космоса

Самая большая загадка современной радиоастрономии сводится к трем буквам: FRB. Они обозначают быстрые радиовсплески, сигналы, которые не поддаются объяснению. Как следует из названия, эти всплески радиоволн длятся всего одну или две миллисекунды. Они также невероятно сильны по сравнению с самыми яркими радиоисточниками в небе. Один FRB может легко передать больше энергии за мгновение, чем солнце производит за день.

Видимый свет — это только часть электромагнитного спектра, но, если бы ваши глаза могли видеть радиоволны, вы, вероятно, видели бы FRB на небе все время — тысячи из них в день со всех сторон. Несмотря на их распространенность, впервые их обнаружили только в 2007 году. Сегодня остается неясным, что такое ФРБ. Но благодаря усовершенствованной технологии астрономы, наконец, находятся на грани выяснения.

Никто не искал FRB. Фактически, первый ипульс был обнаружен почти случайно в 2007 году. Это был единственный яркий импульс, но, похоже, он не исходил от Магеллановых Облаков. Источником была область глубокого космоса далеко за пределами нашей галактики. Ученые знали, что это было непохоже на все, что они видел раньше, и они опубликовали результаты позже в том же году, в конечном итоге окрестив эти импульсы ФРБ (Fast Radio Bursts).

Сначала никто не знал, что с этим делать. Многие астрономы были настроены скептически, полагая, что источники, такие как удары молнии или даже микроволновые печи, создали сигнал. Искателям FRB нелегко: сигналы очень короткие, небо очень большое, и многие радиотелескопы могут наблюдать только крошечную часть неба за раз. В конце концов, однако, проверенные сигналы FRB от радиотелескопов по всему миру начали фиксироваться все чаще. На сегодняшний день исследователи заметили 52. Астрономы наконец были удовлетворены тем, что на их руках действительно появился новый класс радиосигналов. Но они почти ничего не знали о них.

Первый крупный прорыв произошел с открытием специального FRB 121102. Он выделяется, потому что в отличие от всех других известных FRB — которые разрываются только один раз и больше никогда не видны, несмотря на обширные последующие наблюдения — FRB 121102 повторяется.

Но повторяющиеся, ошибочные сигналы позволили астрономам больше узнать об этом FRB. Знание того, где искать в небе повторяющиеся сигналы, позволило им более точно определить его координаты, чем при изучении одноразовых FRB. Наблюдения показали, что источник ретранслятора — неописуемая карликовая галактика на расстоянии 3 миллиардов световых лет. Она размером с Большое Магелланово Облако, примерно на 10 процентов больше Млечного Пути. Это само по себе было удивительно: астрономы ожидали, что что-то вроде FRB придет из большой активной галактики с яркой сверхмассивной черной дырой или активным звездообразованием. Сигналы могут исходить от определенного типа нейтронной звезды, известной как магнитар, который обладает необычайно сильными магнитными полями. Они настолько мощны, что могут убить вас за тысячи миль, сжав электронные облака в ваших атомах. Мощные сигналы магнетара, искаженные экстремальными условиями, такими как область вблизи сверхмассивной черной дыры, могут объяснить сильную поляризацию FRB.

Фото: rusdialog. ru