Некоторые бактерии убивают сами себя

Объединённая команда учёных из Америки и Германии открыла, что некоторые почвенные бактерии склонны к саморазрушительному поведению. По их мнению, это открытие должно стать предостережением для нас, людей. В статье из журнала Cosmos Magazine говорится о том, что в случае "перенаселения", слишком большая популяция бактерий может совершить "экологический суицид", то есть бактерии сами себя устраняют с помощью загрязнения окружающей среды.

В исследовании группы учёных было отмечено, что многие организмы могут адаптироваться практически к любым окружающим условиям. Социальные насекомые делают гнёзда, норы и ульи. Бобры - плотины и дамбы. Люди же строят сообщества и добывают ресурсы с помощью шахт и вырубки леса, и так далее.

Учёные утверждают, что если среда подвергается слишком сильным изменениям, то может произойти очень много плохого. Например, активно проводя лесозаготовки и загрязняя окружающий нас мир, мы сами подвергаем себя риску вымирания.

Люди, впрочем, как отметили исследователи, далеко не единственный вид, который может собственноручно превратить окружающую среду в выжженную загрязнённую пустошь. Некоторые типы бактерий также могут отравить окружающее пространство, чтобы самоустраниться, в том случае, если их популяция превысила норму.

Популяции бактерий могут самоуничтожаться по случайности

Исследователи из Массачусетского технологического университета (MIT) и Мюнхенский университет имени Людвига Максимилиана (LMU) опубликовали результаты своего открытия по теме суицида групп микробов. Исследователи отметили, что почвенные бактерии, относящиеся к виду Paenbacillus, могут выпускать кислотные субстанции в процессе питания. Чем больше этих бактерий в популяции, тем больше опасного вещества они выделяют.

По иронии судьбы, эти бактерии неспособны переносить низкие уровни щёлочи. Таким образом, как только почва достигает определённого уровня кислотности, постепенно вымирает вся популяция бактерий. Исследователи также отметили, что такой экологический суицид происходит в каждой четвёртой колонии, это было подтверждено лабораторными исследованиями.

Поведение "экологический суицид" привлекло внимание учёных потому, что оно идёт вразрез с глубинным биологическим принципом, так называемым "эффектом Алли". Уордер Клайд Алли был знаменитым экологом, именно он первым установил связь между размером популяции и тем, как она уживается. Он узнал, что чем больше популяция, тем выше её шансы на выживание.

Исследования группы учёных из университетов MIT-LMU показали, что этот принцип не совсем применим к популяциям микроорганизмов. Большие колонии бактерий Paenbacillus, как показали исследования, склонны к саморазрушению и самоуничтожению через интенсивное загрязнение окружающей среды, в то время как меньшие популяции успешно выживали.

Основываясь на этом открытии, можно сказать, что заложенные самой природой механизмы позволяют микробам и бактериям, как видам, выживать. Антибиотики, антисептики, дезинфицирующие средства, а также методы консервирования, не полностью убивают бактерии, а сдерживают их популяции в росте. Это предотвращает загрязнение ими окружающей среды.

Адаптация может негативно сказаться на выживании отдельных видов

Экологический суицид - это довольно сложное явление. Авторы исследования, Кристоф Рацке и Джонас Денк полагают, что экологический суицид - это часть куда более серьёзной проблемы, "эволюционного суицида".

Большинство экспертов верят, что виды живых существ вымирают, если не могут приспособиться к изменяющейся среде. Эволюционный суицид выступает как противовес в этой ситуации. Отдельно взятый организм может приспособиться и адаптироваться, чтобы выжить в опасных обстоятельствах. Однако, эта адаптация может стать опасной, если к ней прибегнет целый вид существ.

Авторы исследования отметили, что бактерии вида Paenbacillus сумели в ходе эволюции развить способность быстро получать и переваривать полезные вещества, так что они могут с лёгкостью и достаточно долго выживать в условиях, когда вокруг нет еды. Тем не менее, эта способность имеет пагубный побочный эффект - выработка кислотных побочных продуктов, которые загрязняют почву, подвергая опасности целые колонии этих бактерий.

В небольших дозах, побочные продукты могут быть переработаны в ходе натуральных процессов. Однако, если популяция бактерий растёт, с ней вырастает и уровень загрязнения. Почва становится кислой, и, вскоре, убивает бактерии.

Между этими бактериями и человеческим родом можно также провести параллель. И мы, и эти бактерии, загрязняем окружающую нас среду. Таким образом, это лишь вопрос времени, когда человечество, как вид, пойдёт по тому же пути, что и бактерии.