Архангельское ОАО «Молоко» отмечает 70-летие

Архангельское ОАО «Молоко» отмечает 70-летие

Согласно налоговому законодательству, местные бюджеты практически не получают прибылей от добычи полезных ископаемых. В новых условиях региональные бюджеты формируются во многом за счет средних предприятий-производителей. Среди них наибольшую отдачу приносит переработка пищевых продуктов – 9.9 копеек налогов с рубля оборота. О том, какие факторы влияют на развитие местного переработчика, рассказал в интервью информационному партнеру “Экологии Севера”, поморскому ИА “Росбалт-Север”, директор Архангельского молочного комбината Владимир Петров (на снимке).

— Насколько прибылен молочный рынок?

— Мы являемся крупнейшим из 16 заводов в регионе. Наш оборот за 2005 год составил 264 млн. рублей. При этом наш комбинат - средний по общероссийским меркам. Мы можем производить до 100 тонн молока в сутки. Сейчас средняя загрузка составляет 66%. Основные игроки на российском молочном рынке “Вим-Билль-Дан” и “Юнимилк” сейчас активно продвигаются в регионы и покупают заводы мощностью от 120-150 тонн. Монополизация отрасли идет ускоренными темпами. На данный момент оборот “Вимм-Билль-Данн” по молоку составляет около 1 млрд. долларов в год. Оборот его ближайшего конкурента “Юнимилка” — около 500 млн. долл.Наша доля на рынке молочных продуктов в Архангельской области ежегодно растет на 10-12%.

- За счет чего происходит рост доли рынка?

- В первую очередь, за счет роста благосостояния населения. Мы его почувствовали очень быстро. К примеру, если раньше человек мог себе позволить какой-то один продукт, например кефир, то постепенно он начинает покупать все продукты из ассортимента. К тому же кефиру добавляются творог, сметана, ряженка. Согласно статистическим данным, каждый житель Архангельской области, в среднем, потребляет 120 килограммов молочных продуктов в год. Общероссийский же показатель – 250 кг.

Второй очень заметный фактор - это уход с рынка мелких игроков. Несколько лет назад в Архангельскую область молоко из Вологды поставляли два производителя - это Вологодский комбинат и Учебно-опытный комбинат. Сейчас УОК прекратил поставки, и мы постепенно заняли его место. В регионе исторически так сложилось, что поставками занимаются не сами заводы, а операторы-оптовики. Это удобно и выгодно. Процесс продаж молока очень трудоемкий, продукт скоропортящийся, необходимо обеспечивать сервис, скорость доставки к определенному часу. У нас

продажами занимается торговый дом “Архангельская молочная компания”. Сейчас ее доля на молочной рынке области составляет 49%. Всего же в нашей области работают примерно 9-10 операторов. Мелким постепенно становится все труднее конкурировать, и они уступают свои доли рынка более крупным.

Третья серьезная составляющая роста

– улучшение финансового состояния бюджетной сферы и монопольных ведомств. Постоянно увеличивается заказ молочных продуктов для сотрудников, работающих во вредных условиях. При этом потенциальные возможности производства и сбыта молочной продукции остаются огромными. К примеру, Управление исполнения наказаний (УИН) пока замещает потребность в белках не молоком, а соей. Можно конечно себя утешать, что это полезно для здоровья, и соя частично восполняет белок, но настоящее коровье молоко она никогда не заменит.

- Каково влияние государства на молочном рынке?

- От власти, так или иначе, зависит любой бизнес в стране. Если не напрямую, то наверняка косвенно. Мы это чувствуем через дотации сельскому производителю, через систему тендерных закупок в бюджетную сферу. Продолжая эту тему, хочу отметить, что мы пока не чувствуем никакой реальной пользы от инвестиционных кредитов, которые заявлены в национальном проекте по сельскому хозяйству. И не только мы, к сожалению. Разговаривая с коллегами, не вижу оптимизма и у них... Понятно, что впереди выборы и нужны популярные политические меры. Но все-таки хотелось бы, чтобы дело не заканчивалось лозунгами. Ведь сейчас в стране действительно выигрышная финансовая ситуация. Но используется она, по моему, не эффективно.

Пока практически нет государственной поддержки местным товаропроизводителям. И это при таком огромном стабилизационном фонде! Логично (и необходимо!) вкладывать в то, что завтра принесет доходы в бюджет. Это новые рабочие места, новые продажи, увеличение налогов. Развиваемся мы – развивается связь, банковская сфера, строятся дороги на селе, увеличиваются налоги в бюджет – огромный мльтипликативный эффект. Причем поддерживать местного товаропроизводителя выгодно всем: и городскому бюджету, и областному, и федеральному.

В 2000 году, когда предприятие практически стояло, платили 1,5 млн. рублей налогов. Мы были в то время вообще близки к закрытию. И только активное участие генерального директора ОАО “Архангельскгеолдобыча” Алексея Баринова в формировании и четкой реализации инвестиционного проекта спасло предприятие и трудовой коллектив. Баринов, надо сказать, показал тогда себя очень масштабным руководителем, думающим не только о добыче нефти, но и о развитии экономики региона в целом. Сравнивая 2000 год и день сегодняшний, подчеркну, что в 2005 году мы заплатили уже во все уровни бюджета 32 млн. рублей. Сейчас примерно столько же “Севералмаз” (!) платит.

А, между тем, поддержка властей могла бы быть очень успешной. Во-первых, на уровне госзаказа. Не сложно организовать, чтобы на тендерах по закупкам продовольствия преимущество отдавалось местным производителям. Простой закон: больше наши продажи – больше налогов. Пищевая промышленность - молочная, мясная, хлебопекарная - дают около 9 копеек налогов с 1 рубля оборота, и обеспечивают занятость населения. К примеру, лесной комплекс отдает бюджету в среднем 3 копейки с рубля.

Во-вторых, поддержка местного товаропроизводителя могла бы осуществляться на уровне грантов. Если производитель хорошо и успешно развивается, почему бы его не поощрить и не дать грант на инвестиционное развитие? Мы работаем стабильно и прибыльно, но мы думаем на два-три шага вперед. У нас есть хорошие планы по реконструкции котельной, холодильного оборудования, мы планируем поставить более производительную фасовочную линию.

Насколько качество продукции зависит от оборудования?

— На сегодняшний день ведущий мировой производитель оборудования для молочной промышленности “Тетра-Пак” предлагает фасовочные линии, которые в 10 раз производительнее российских. И качество на выходе боле высокое. В идеале - нажать кнопку и получить готовый продукт. Т.е. свести к минимуму возможное воздействие человека на технологический процесс.

Российский менталитет особенный. На Западе, условно говоря, если сказано повернуть вентиль на 15 градусов – так и будет. У нас же запросто повернут на 16, а еще и спросят: “Почему это я должен повернуть именно на 15? А, интересно, что будет, если я поверну на 17 или 20?”.

Постоянный контроль за качеством - это контроль по пяти направлениям: сырье, персонал, оборудование, технологии и производственная атмосфера. Очень важно, где ты производишь продукт в сарае или на крупном асептическом производстве с традициями и производственной культурой.

Не удивительно, что вологодское молоко в девяностые годы так легко проникло на архангельский рынок. Там устоявшееся производство, отличное обеспечение кадрами – рядом “своя” Молочная академия. Да и вообще, Вологда - издревле молочная область. Есть даже брэнд “вологодское масло”, которое не имеет права производить никто, кроме нескольких предприятий в Вологодской области.

Поэтому стабильность качества – это каждодневные усилия многих людей.

В девяностых годах огромную долю рынка молочных продуктов завоевал йогурт. Какие тенденции на рынке существуют сейчас?

— Мы уже начали отмечать семидесятилетие предприятия. На днях приглашали ветеранов, которые стояли у истоков создания всех наших фирменных продуктов. Вместе с ветеранами мы с удовлетворением отметили, что традиции сохраняются. Архангельский кефир за многие годы стал очень известен, благодаря своему качеству и некоторой уникальности. По вкусу он отличается от Вологодского и Северодвинского. Как научились делать давным-давно, такой же кефир продолжаем производить и сейчас. Сохраняем выверенный и надежный рецепт.

Кстати, появляются и новые продукты. Во многом они продиктованы модой. В принципе, молочные продукты человек потребляет с младенчества и до старости. Но есть явный “провал” начиная с подросткового возраста и примерно лет до 25-30. В этом возрасте в основном люди предпочитают, условно говоря, “сникерснуть” и т.д., за редким исключением. Думаю, если бы не ограничили рекламу пива, молодежь уже бы начала спиваться. Собрались с друзьями – пиво, футбол смотреть – пиво, после работы – пиво.

Молоко практически не рекламируется. Хотя реклама могла бы значительно увеличить потребление молочных продуктов. Как есть мода на мобильные телефоны, на прически, на спорт, также существует мода и на йогурты.

До сих пор в группе кисломолочных продуктов, в том числе йогуртов, идет постоянный рост, порядка 35 % в год. Это очень функциональный продукт, он может быть сливочным, обезжиренным, со злаками - для любого потребителя, на любой вкус и образ жизни. А жизнь ускоряется, мы уже питаемся на ходу между офисом и домом. Иногда лишь вечером удается поужинать перед телевизором. Вот и появляются “ланчи с ложечкой”, и вместо бутерброда – “йогурт с крышечкой”.

Йогурт хорош, если он живой. Такой продукт может храниться до семи, максимум 10 дней. В нем сохраняются все полезные бактерии, которые помогают организму вырабатывать витамины. Пастеризованные йогурты – совсем другое. Вся микрофлора убита, остался только вкус.

Мы на Севере живем в особенных природных условиях. Исследования Института морфологии доказывают, и есть научные статьи на этот счет, что жизнь на Севере проходит с ускоренным старением. Это обусловлено коротким световым днем. Солнечный свет влияет на надпочечники, а они отвечают за выработку гормонов. Гормонов счастья, радости. Замечаем же, как только выглянет солнце - сразу же настроение поднимается, мы радуемся, у нас все хорошо. Солнца нет - все вялые, грустные. Так что, живые кисломолочные продукты на Севере незаменимы.

— Недавно ОАО “Молоко” вступило в Молочный союз России. Какие цели вы преследуете?

— Впереди вступление России во Всемирную торговую организацию, и нам просто необходимо знать правила игры “по ВТО”. Сегодня это обязанность любого серьезного предприятия в России. Не знаешь правил – не победишь. На уровне Молочного союза мы участвуем в процессе “выработки новых правил игры”. В частности это происходит на уровне разработки стандартов. Сейчас в России старых ГОСТов и Технических условий отменены, часть действуют, но, наконец-то, государство старается привести стандарты в систему. Молочный союз активно принимает в этом процессе участие. Мы настаиваем на том, чтобы новые ТУ были разработаны с максимальным учетом интересов производственных предприятий. В дальнейшем это облегчит жизнь производителя, уменьшит количество влияния контролирующих органов на комбинат. Ну и имиджевая составляющая во вступлении в Союз есть немалая. Это престижно. В союз входят 80 крупнейший в стране предприятий на нашем рынке: и “Вимм-Билль-Данн”, и “Юнимилк”, и “Лианозово”, и другие. Часть членов союза производят оборудование, есть крупные холдинги. Суть такого объединения - облегчение предпринимательской деятельности производственных предприятий на молочном рынке. Союз хотел, чтобы кто-то из предприятий Архангельской области вступил в него. Мы, как самые крупные здесь, первыми приняли приглашение”.

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.