Об этом пишет Алексей Рэдфорд, автор информационного партнера холдинга “ПРАВДЫ.Ру”, газеты “Северный рабочий” (Северодвинск, Архангельская область).
Об открытии архипелага и экспедициях на Землю Франца-Иосифа написано много книг, исторических статей. Мои три дня едва ли добавят что-нибудь новое, но я и не берусь превзойти научные труды исследователей этой крайней северной точки России. И это просто путевые заметки о небольшом зимнем путешествии телевизионщика в суровую Арктику.
В 9 часов утра в аэропорту Архангельск нас подвозят к военно-транспортному самолетику АН-26. Мы размещаемся в салоне по бокам, как на откидных полках в плацкартном вагоне. Внутри установлен большой бак с авиационным топливом на 4,5 тонны. Старший пилот объявляет, что до Земли Франца-Иосифа лететь шесть часов, около трех тысяч километров.
Но не факт, что мы долетим. При подлете, как объяснил пилот, погода на архипелаге может испортиться, и тогда, покружив над взлетной полосой, мы полетим обратно, но уже в Воркуту. Туда ближе, чем в Архангельск, четыре часа полета. Пилот рассказывает, что 20 лет летает в Арктике, и погоду там на 100 процентов не может предсказать ни один синоптик. Многие экспедиции на ЗФИ, которые готовились полгода и более, откладывались из-за нелетной погоды на месяцы или вовсе срывались... Нам повезло.
Я с содроганием смотрю в иллюминатор. Вот пролетаем Карское море. Ни одного островка. Сплошные льды. Боже, хоть бы двигатели не вышли из строя! Через три часа полета видим Новую Землю. Зимой с высоты в пять тысяч метров этот кусочек северной земли, претерпевший десятки подземных атомных взрывов при испытании оружия, выглядит неизведанной горной поверхностью, сплошь покрытой снегами. И снова море. После Новой Земли летим над Баренцевым морем. Штурман показывает прямую линию на карте и говорит, что приближаемся к конечной точке полета. По карте трудно понять, где мы приземлимся.
Фантастика в реалиях
Наконец наш самолет идет на посадку. Внизу только снежная целина. Ничего живого! И от этого захватывает дух. Куда мы летим? Самолет, заходя на посадку, летит над океаном. Впервые в жизни я вижу огромные айсберги не по телевизору. Кажется, что попал в фантастическое кино. Но это реальные айсберги высотой примерно с девятиэтажный дом.
Смотрю и не верю глазам. Выдвигающиеся шасси возвращают в реальность. Мы садимся на острове, который носит название Земля Александры (в честь английской королевы).
Архипелаг Земля Франца-Иосифа составляет 191 остров. Почти 85 процентов его поверхности покрыто вечными ледниками: ученые определили возраст — 70 миллионов лет. С высоты полета я вижу ледяные горы. Они кажутся маленькими. Но в реальности, выясняется, протяженность ледников 20—30 километров.
Взлетно-посадочная полоса ровная и гладкая. На удивление, посадка ничем не отличается от приземления в московском Шереметьеве. Есть версия (военные её, правда, отрицают, а историки не исключают), что взлетно-посадочную полосу на острове Земля Александры по-строили в 1942 году немцы.
И наши военные ею до сих пор пользуются. Известный исторический факт, что в начале войны фашистская Германия разместила на Земле Франца-Иосифа метеостанции, которые передавали не только сводки о погоде, но и информацию о передвижении конвоев и советских кораблей.
Кстати, мне удалось привезти с Земли Александры (именно здесь находилась одна из фашистских метеостанций) фрагменты немецких книг. Они пролежали в вечной мерзлоте более 60 лет. Как выяснилось при переводе, листочки книг были частью известного произведения Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна. Однако — немцы были романтиками!
На далекой Нагурской заставе
Итак, мы вступаем на остров Земли Франца-Иосифа. Когда шесть часов назад вылетали из Архангельска, температура воздуха была плюс два градуса. Здесь минус 30 и сильный ветер. От холода спасают унты и большой пуховик на лебяжьем пуху. Нас встречают пограничники заставы Нагурское. Это самая северная в мире пограничная застава. Отсюда до северного полюса около тысячи километров. На острове даже установлен (1985 г.) пограничный столб с чеканным Гербом Советского Союза.
На вопрос, могут ли быть в таких краях нарушители границы, начальник заставы Максим Носов говорит, что нарушителей здесь никогда не было и вряд ли будут. Присутствие Российского флага на Земле Франца-Иосифа для страны вопрос политический. ЗФИ — российская территория, и к тому же Архангельская область. Впервые советская экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта совершила экспедицию на ЗФИ летом 1929 года. Тогда на заседании президиума краевого Совета Шмидт сказал: “Меня очень обрадовала новая карта. Тем более приятно, что это первая карта, где официально закреплена за нашим Союзом Земля Франца-Иосифа”.
Сегодня пограничная застава Нагурское — это 19 военнослужащих-контрактников. Последних солдат срочной службы отсюда вывезли 25 марта. Это, кстати, единственная до недавнего времени пограничная застава Архангельской области, в которой служили срочники. Любопытно, что среди пограничников есть женщины. Две радиотелеграфистки (здесь, на ЗФИ, нет ни теле-, ни радиоприема, ни сотовой связи).
Их супруги служат здесь же. На заставе даже есть два ребенка. Им меньше двух лет. Мамы говорят, что дети климат переносят нормально. К тому же в отличие от городских детей не болеют. В условиях вечной мерзлоты нет вирусов и инфекций. Единственный минус — отсутствие свежих овощей и фруктов. Самолет привозит продукты один раз в месяц-полтора.
Здесь будет зимний сад
Кстати, скоро, уже в это лето, на Земле Александры грядет строительный бум. Планируется даже создать зимний сад. Это будет первый в мире зимний сад в тысяче километров от Северного полюса. Построят современные гостиницу и пограничную заставу. Рабочих и стройматериалы доставят на судне. Деньги выделяет федеральный бюджет.
Реконструкция позволит привлечь в самую северную точку России иностранных туристов. Поездки на Землю Франца-Иосифа пользуются большим спросом у иностранных любителей-экстремалов. А стоимость путевки сюда колеблется от шести до тридцати тысяч долларов. Туристов, правда, пока возят только ледоколом “Ямал” из Мурманска.
Платить баснословные деньги богатые туристы готовы хотя бы за то, чтобы увидеть уникальные арктические ледники. Это зрелище никого не оставляет равнодушным. С Земли Александры хорошо видны крупнейшие — ледник Кропоткина, 280 метров высотой, и ледник Лунный, 290 метров сплошного льда. Он с каждым годом увеличивается на один-два сантиметра.
Сегодня же иностранных гостей, желающих все это увидеть, разместить негде. Хотя в жилом комплексе пограничников, который скрыт под снегом, тепло и созданы нормальные условия для жизни. Есть даже канализация и горячая вода. Но эти условия далеки от европейских — нужны фешенебельные апартаменты. Да и с водой...
Чтобы добыть пресную воду, военные сначала выпиливают из сугробов снежные кубы и растопляют их. Между тем объемы пресной воды, замерзшей в ледниках на Земле Франца-Иосифа, сравнивают по масштабам со знаменитым Байкалом.
Мишки на Севере
Три дня на ЗФИ пролетают быстро. Для настоящего полярника это не срок. Даже белых медведей удалось посмотреть только издалека, хотя мишки под окнами за-ставы для пограничников явление регулярное. Но небезопасное. Медведи зимой (а “лето” здесь длится не больше двух месяцев в июле и августе при средней температуре от 0 до + 5; лежбища тюленей, кстати, появляются с приходом весны) опасны и могут напасть на человека, им мало пищи.
На пограничной заставе Нагурское висит любопытная памятка для военнослужащих “Как избежать проблем при встрече с белым медведем”. Советы: “Если увидели белого медведя близко, не замирайте. В спокойном положении арктический хищник может принять вас за нерпу или тюленя и обязательно пойдет в атаку.”
Также не рекомендуется отпугивать мишку оружейными выстрелами. Звуки огнестрельного орудия ассоциируются у медведя с треском льда. А раз трещит лед, значит, образуется полынья, где можно добыть морского зверя. И для медведя ваши выстрелы станут только приманкой. Коренных жителей Арктики очень раздражают металлические звуки. В общем, тут много тонкостей. Хотя полярники говорят, что памятки для военнослужащих нас не спасут. “Белые медведи,— говорят они,— на самом деле не боятся ничего”.
Апелляцию клиники доктора Хайдарова удовлетворили, решение первой инстанции отменено, клиника работает
Клиника Хайдарова возобновила работу в обычном режиме.
Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"
Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.
На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников
К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.
Вес Млечного Пути можно будет измерить
Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.