Югра встречает Новый год с шаманами: древние ритуалы очищают год уходящий
В канун Нового года в Югре вновь обращаются к древним практикам, которые для коренных народов остаются частью повседневной духовной жизни. Шаманские ритуалы, направленные на очищение и привлечение благополучия, проходят в особое время и в строго определённых местах. Об этом сообщает издание URA. RU со ссылкой на рассказ хранителя традиций ханты и манси.
Ритуалы на рубеже года
Накануне Нового года шаманы Югры проводят обряды в период убывающей Луны. Для этого выбирают священные места, значимые для ханты и манси, где, по поверьям, связь с духами особенно сильна. Смысл ритуалов заключается в том, чтобы оставить в уходящем году всё негативное и обратиться к высшим силам с просьбами о благополучии.
Как поясняет этнограф, югорский поэт и шаман из рода хранителей Казымской богини Тимофей Молданов, именно это время считается подходящим для подобного обращения.
"Под Новый год, когда Луна идет на убыль, мы собираемся в священном для ханты и манси месте и делаем обряды, чтобы уходящий год забрал все плохое, а новый принес благополучие, удачу и все, о чем мы просим духов", — рассказал шаман Тимофей Молданов.
Традиции и история рода
История рода Молдановых, по словам самого шамана, насчитывает около семи столетий. В летописях XIV века упоминается Казымское княжество, которым правил князь Молдан. Эти сведения служат основанием для особого статуса рода среди коренных народов региона.
Сам Тимофей Молданов был назначен хранителем Казымской богини ещё в молодости. Эта богиня считается покровительницей хантов, проживающих вдоль реки Казым. С тех пор большинство значимых обрядов в этом районе проходит с его участием, а традиции передаются без существенных изменений.
Как проходит обряд
В ритуалах участвуют представители разных старинных родов Югры. Шаманы используют бубен, после чего берут тряпичную куклу из красной ткани и передают её по кругу по ходу движения солнца. На куклу наговаривают всё плохое, что должно уйти вместе со старым годом, а затем сжигают её в огне.
После этого проводится второй обряд, связанный с просьбами о благополучии в наступающем году. Для него используют другую куклу, через которую обращаются к духам. В качестве жертвы, согласно традиции, духам приносят оленей.
Вера и современность
По мнению Молданова, подобные ритуалы имеют не только символическое, но и практическое значение. Он отмечает, что в обрядах переплетаются древние представления, вера в существование потустороннего мира и психологический настрой человека. Шаман подчёркивает, что сила ритуала во многом зависит от искренности веры.
Сегодня такие обряды проводят не только в ХМАО. По словам Молданова, к нему обращаются жители Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В этот период, как считают коренные народы Севера, особенно важно сосредоточиться на главном — здоровье близких, достатке и мире.
Подписывайтесь на Экосевер