Кто знал, что рыба может утонуть в самом порту?: Мурманск теряет больше грузов, чем в прошлом году — что скрывают квоты
По итогам 2025 года Мурманский морской рыбный порт продолжает демонстрировать падение грузооборота, и в декабре показатель может снизиться до критических 10 тысяч тонн. Это прогнозируют в руководстве предприятия, отмечая, что снижение объемов происходило на протяжении всего года.
С начала 2025 года через причалы порта прошло 227,2 тысячи тонн грузов, что в 1,7 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда показатель превышал 390 тысяч тонн. В результате этого падения, порт к декабрю оказался на грани минимальных объемов перевалки, и в последнем месяце года он ожидает еще больший спад.
Причины снижения объемов
Основной причиной сокращения грузооборота является исчерпание квот у большинства рыбопромышленных компаний, что произошло уже к началу декабря. Как следствие, в последний месяц года порт продолжает работать с минимальной нагрузкой, рассчитывая на перевалку минимальных объемов.
Кроме того, дополнительную неопределенность привнесли итоги заседания Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которое прошло рекордно поздно — с 8 по 12 декабря. Именно решения этой комиссии окажут влияние на дальнейшие планы отрасли, так как квоты на вылов рыбы и другие регулирующие меры могут повлиять на объемы перевалки в будущем.
Нефтепродукты и рыбопродукция
Самое значительное сокращение в грузообороте произошло в сегменте перевалки нефтепродуктов. В 2025 году объем перевалки нефтепродуктов упал в 5,3 раза, составив всего 22,8 тысячи тонн. В одном из месяцев порт вообще не занимался этим видом груза. В то же время, объемы перевалки рыбопродукции за 11 месяцев составили 180,7 тысячи тонн, что на 40% меньше, чем в 2024 году.
Снижение объемов перевалки наблюдается по всем терминалам Мурманского транспортного узла. Это подтверждает общий тренд сокращения грузооборота, который был заметен на протяжении всего года.
Перспективы на 2026 год
Руководство порта рассчитывает на восстановление объемов грузоперевозок в следующем году, однако многое будет зависеть от внешнеэкономической ситуации, изменения квот на вылов рыбы и решений по рыболовству, которые будут приниматься на заседаниях международных комиссий. Важно также учитывать влияние внешних факторов, таких как транспортная логистика и экономические условия на внешних рынках.
Прогнозы на 2026 год остаются под вопросом, но, по мнению специалистов, с учётом текущих тенденций, в ближайшие годы грузооборот порта вряд ли вернется к прежним уровням без существенных изменений в рыболовной отрасли.
Подписывайтесь на Экосевер