перевозки
перевозки
Карина Панкращенко Опубликована 29.09.2025 в 19:26

Логистика на грани: почему грузы рискуют остаться без водителей и комплектовщиков

hh.ru: дефицит кадров в логистике России в 2025 году приблизился к 1 млн человек

Поиск сотрудников в логистике становится всё более сложным: ожидания кандидатов растут, а навыков зачастую не хватает. За последний год дефицит кадров в отрасли приблизился к миллиону человек. Более половины компаний уже признали, что 2025-й оказался для них трудным в плане найма. Чтобы удержать работников, работодатели прибегают к разным мерам: автоматизируют процессы, предлагают бонусы и готовятся повышать зарплаты.

Кадровый голод в логистике

Согласно исследованию hh. ru и ГК "Ориентир", свыше 50% логистических компаний оценивают первую половину 2025 года отрицательно с точки зрения найма. Больше всего требуются водители, курьеры и комплектовщики.

"Массовый наем грузчиков и упаковщиков идёт привычными темпами, а вот найти управленцев или узких специалистов значительно сложнее — вакансии могут висеть месяцами", — сказала директор по исследованиям hh. ru Мария Игнатова.

Работодатели отмечают, что соискатели нередко предъявляют завышенные требования к оплате и условиям труда, при этом профессиональные навыки остаются недостаточными.

Что предлагают работодатели

Чтобы привлечь и удержать людей, компании пересматривают кадровую политику. Всё чаще акцент делается на человекоцентричный подход.

"Некоторые компании отдают рутинные операции роботам, чтобы сотрудники могли сосредоточиться на более значимых задачах", — рассказал коммерческий директор группы компаний Артем Хомышин.

Согласно опросам, 45% логистов готовы поднять зарплаты. На сегодня доход грузчика составляет около 60 тысяч рублей, машиниста — 140 тысяч, а руководителя отдела логистики — порядка 136 тысяч.

Динамика зарплат

Зарплаты в логистике растут быстрее среднего по рынку.

"По итогам первой половины 2025 года отрасль транспорта и логистики вышла на второе место по зарплатным предложениям", — отметил замгендиректора сервиса "Работа.ру" Александр Ветерков.

Летом 2025-го средняя зарплата в сфере достигла 90 тысяч рублей, что на четверть выше прошлогоднего уровня. По словам директора категории "Авито Работы" Андрея Кучеренкова, особенно вырос спрос на маркировщиков — количество вакансий увеличилось на 42%.

Основные дефицитные позиции

Недостаток кадров ощущается практически во всех сегментах.

  • Водители погрузчиков: нехватка 34%.

  • Кладовщики и комплектовщики: 31%.

  • Операторы кол-центров и менеджеры по продажам: 12%.

  • Водители грузовиков, особенно в Москве и Петербурге: 30%.

"Молодые сотрудники 25-35 лет работают и на складах, и на управленческих должностях, но в целом кадровый кризис сохраняется", — подчеркнула руководитель отдела персонала "Скиф-Карго" Ева Климентенко.

Советы шаг за шагом

  1. Упростить вход. Многие компании запускают курсы для новичков, где за короткое время можно получить базовые навыки.

  2. Внедрить реферальные программы. Например, "Приведи друга" обеспечивает до 15% новых сотрудников.

  3. Сотрудничать с вузами и колледжами. Студентам показывают перспективы отрасли через лекции и стажировки.

  4. Поддерживать наставничество. Это помогает новичкам адаптироваться и снижает риск текучести.

  5. Развивать карьерные маршруты. Из водителя можно вырасти до механика или руководителя колонны.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: игнорировать запросы сотрудников.

  • Последствие: высокая текучесть и простои.

  • Альтернатива: анонимные опросы и обратная связь через HR-сервисы.

  • Ошибка: ставка только на зарплаты.

  • Последствие: недовольство условиями и переработки.

  • Альтернатива: гибкий график, соцпакеты, повышение безопасности.

  • Ошибка: откладывать внедрение технологий.

  • Последствие: перегрузка персонала и снижение производительности.

  • Альтернатива: автоматизация складских процессов и применение ИИ.

А что если…

А если дефицит специалистов будет только усиливаться? Тогда логистика неизбежно станет одной из самых роботизированных отраслей. Уже сейчас разрабатываются беспилотные грузовики и системы дистанционного управления, которые снизят нагрузку на рынок труда.

Плюсы и минусы цифровизации

Плюсы Минусы
Уменьшение нагрузки на сотрудников Потребность в IT-специалистах
Сокращение затрат и ошибок Необходимость инвестиций
Появление новых профессий Невозможность полной замены людей

FAQ

Как выбрать работу в логистике без опыта?
Начинать лучше с позиций комплектовщика или курьера. Часто компании обучают на месте.

Сколько стоит обучение профессии водителя погрузчика?
Курсы стоят от 25 до 40 тысяч рублей и длятся 1-3 месяца.

Что лучше: складская или транспортная логистика?
Складская даёт больше вариантов карьерного роста, транспортная быстрее обеспечивает высокий доход.

Мифы и правда

  • Миф: логистика — это только физический труд.

  • Правда: отрасль всё активнее использует цифровые технологии и ИИ.

  • Миф: зарплаты в логистике ниже среднего.

  • Правда: в 2025 году они входят в число самых высоких по рынку труда.

  • Миф: профессия не подходит женщинам.

  • Правда: компании активно расширяют штат за счёт женщин, предлагая адаптированные условия.

Исторический контекст

  1. В 1990-е логистика в России была ориентирована на импортные товары, и кадровый вопрос стоял не так остро.

  2. В 2000-х с ростом e-commerce начался бум складских профессий.

  3. В 2020-е цифровизация и кадровый голод стали главными драйверами перемен.

Три факта о логистике

  1. На рынке появились голосовые помощники, которые заменяют диспетчеров.

  2. Уже тестируются беспилотные грузовики для внутригородских перевозок.

  3. Ведущие компании запускают корпоративные университеты для сотрудников.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Планирование бюджета помогает сократить новогодние траты – финансовые эксперты сегодня в 16:17
Семь лайфхаков, которые помогли мне не разориться перед Новым годом

Новогодние траты легко выходят из-под контроля. Семь простых лайфхаков помогут сократить расходы и сохранить праздничное настроение без удара по бюджету.

Читать полностью »
Открытие депозита перед Новым годом защищает сбережения сегодня в 8:15
До Нового года оставались дни – решил срочно навести порядок в деньгах

Перед Новым годом можно успеть навести порядок в деньгах: защитить накопления, сократить долги и наметить финансовые цели на следующий год.

Читать полностью »
Блокировка карт возможна при сомнительном происхождении средств сегодня в 0:13
Перевод внезапно заблокировали – я не сразу понял, что пошло не так

Перевод могут остановить из-за подозрений в отмывании денег или мошенничестве. Объясняем, почему банки вводят блокировки и как их снять без потерь.

Читать полностью »
Мошенники имитируют магазины и маркетплейсы перед праздниками – Банк России вчера в 19:10
Перед Новым годом чуть не попалась на уловку мошенников – спасла информация из статьи

Новогодняя суета делает людей уязвимыми для обмана. Разбираем самые распространённые праздничные схемы мошенников и способы защитить деньги.

Читать полностью »
Анна Хуруджи объяснила, почему импульсивные траты опасны — Pravda.Ru вчера в 15:45
Зарплата была вчера, а денег уже нет? Вот как сохранить деньги до конца месяца — спасёт одно действие

Импульсивные траты после зарплаты создают иллюзию свободы, но лишают стабильности. Как простое планирование помогает избежать стресса и долгов?

Читать полностью »
Сергей Кикевич рассказал, почему нельзя инвестировать без цели вчера в 15:05
Зачем копить, если не знаешь, на что потратишь? Эксперт объяснил, почему разочаровывают успешные инвестиции ведут к разочарованию

Без чёткой цели даже успешные инвестиции могут обернуться разочарованием. Почему сначала нужно определить, зачем копить, и только потом — как? Рассказывает эксперт.

Читать полностью »
Отказ от импульсивных покупок снижает лишние траты на Новый год вчера в 11:08
В новом году решил навести порядок в деньгах – начал с этих привычек

Новый год – удобный момент пересмотреть отношение к деньгам. Рассказываем о финансовых привычках, которые помогут навести порядок в бюджете и снизить риски.

Читать полностью »
Саботаж сотрудников снижает результат команды и срывает дедлайны – HR-специалисты вчера в 8:45
Задачи срываются снова и снова: как распознать саботаж сотрудников в команде

Саботаж задач разрушает процессы и демотивирует команду. Разбираем причины, признаки и шаги, которые помогут руководителю действовать правильно.

Читать полностью »