рельсы
рельсы
Светлана Ёлкина Опубликована сегодня в 6:18

Для чего в уральской тайге строили каменные мосты — потерянное наследие Российской империи

На Южном Урале сохранились мосты Белорецкой узкоколейки длиной более 300 километров

Южный Урал всегда славился своей суровой красотой. Леса, болота, скалистые гряды и перевалы — всё это выглядит больше как декорации к фильму о выживании, чем как место для туризма. Тем более, что значительная часть территории — заповедник. Попасть туда можно только с официальным разрешением, иначе грозят штрафы и протоколы.

Но те немногие, кому удавалось добраться до вершин Машака, Кумардака или Колокольной, замечали среди тайги нечто совершенно неожиданное.

Каменные мосты, которые пережили век

Среди глухих лесов стоят мосты — каменные марши и металлоконструкции, собранные с такой точностью, что в швы невозможно вставить даже лезвие ножа. Железо — без малейших признаков ржавчины, хотя никакого защитного покрытия на нём нет. За столетие мосты выдержали уральские зимы, дожди и паводки, тогда как деревянный настил давно сгнил и был заменён грубыми круглыми брёвнами.

Эти мосты — часть Белорецкой узкоколейки, крупнейшей узкоколейной железной дороги России. Её протяжённость превышала 300 километров: через тайгу, болота и перевалы поезда везли металл на Транссиб.

История узкоколеек в России

В конце XIX века стало ясно: строить повсеместно широкие железнодорожные линии слишком дорого. Поэтому власти сделали ставку на узкоколейку шириной 750 мм.

Её преимущества были очевидны:

• в семь раз дешевле в обслуживании,
• не требовала сложной подготовки грунта,
• идеально подходила для труднодоступных районов.

К 1909 году протяжённость узкоколеек в России достигала 48 тысяч километров. А к 1972 году она выросла до 107 тысяч километров, включавших около 500 веток. По этим дорогам вывозили лес, руду, торф и, главное, боеприпасы и ресурсы в случае войны.

Почему не автомобили?

Ответ прост: в конце XIX — начале XX века в России не верили в нефть как в долгосрочный источник. В Минфине тогда понимали: залежи ограничены, будущее за электричеством. Узкоколейку можно было легко электрифицировать, и это рассматривалось как стратегическое решение.

Немецкая точность и китайский труд

Строительство Белорецкой ветки поручили рабочим из Китая под руководством немецкой фирмы "Вогау и Ко". Несмотря на колоссальные темпы — до 1000 км в год, стандарты качества были потрясающими. Мосты возводились так, что разобрать их невозможно даже сегодня.

Рельсы впоследствии вывезли на металлолом, но мосты остались, как немой укор времени — и напоминание о том, что раньше строили "на века".

Плюсы и минусы узкоколеек

Плюсы

Минусы

Дешевле и быстрее в строительстве

Ограниченная скорость движения

Легко электрифицировать

Низкая грузоподъёмность

Подходят для труднодоступных районов

Требуют пересадок на широкую колею

Высокое качество мостов и сооружений

Массово демонтированы в конце XX века

Россия и Германия: разный подход

Сегодня в России большинство узкоколеек демонтировано. Белорецкая дорога — лишь пример того, как целая инфраструктура исчезла, оставив после себя только заброшенные мосты.

В Германии же ситуация иная: из 12 тысяч километров узкоколеек 10 тысяч законсервированы и при желании могут быть запущены вновь. Никто их не разбирает.

Страна

Было узкоколеек

Осталось

Судьба

Россия

107 тыс. км (1972)

Единичные участки

Массовая разборка

Германия

12 тыс. км

10 тыс. км

Консервация, готовность к перезапуску

Ошибка — Последствие — Альтернатива

  • Ошибка: массово разбирать узкоколейки ради металлолома.
  • Последствие: утрата стратегической инфраструктуры.
  • Альтернатива: консервация и использование в туризме.
  • Ошибка: недооценка железнодорожной электрификации.
  • Последствие: зависимость от топлива.
  • Альтернатива: сохранение и адаптация старых веток под электротягу.

А что если…

А что если бы узкоколейки сохранили? Возможно, они стали бы основой для регионального транспорта или туристических маршрутов. Представьте — путешествия по Уралу на ретропоезде через каменные мосты XIX века.

Три интересных факта

  1. Узкоколейки использовались как военная страховка: в случае разрушения широких дорог они могли обеспечить поставки.
  2. Темпы строительства достигали до 1000 километров в год — рекорд даже по меркам СССР.
  3. Некоторые мосты Белорецкой дороги до сих пор находятся в рабочем состоянии, хотя построены более ста лет назад.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

ALMA зафиксировал деформацию диска вокруг Фомальгаута — предположительно влияние экзопланеты вчера в 14:30

В космосе идёт борьба гравитаций: что происходит в звёздной системе Фомальгаута — учёные в шоке

ALMA и James Webb показали: искривление диска вокруг Фомальгаута вызвано скрытой планетой. Но увидеть её напрямую пока невозможно.

Читать полностью »
Учёные выявили у акул-призраков зубчатый тенакулюм на лбу, используемый в размножении вчера в 12:18

Невероятное открытие — у акул-призраков на лбу растут зубы: но это не шутка природы, а инструмент размножения

Учёные впервые подтвердили: у акул-призраков на лбу растут настоящие зубы. Этот редкий эволюционный механизм помогает самцам в размножении.

Читать полностью »
В Новой Зеландии обнаружили редкую улитку с левым завитком раковины — она не может спариваться с обычными вчера в 10:55

Она обречена на целомудрие: как природа лишила шанса на любовь улитку из Новой Зеландии

В саду Новой Зеландии нашли редкую улитку с раковиной "наоборот". Такая особенность делает её жизнь почти обречённой на одиночество.

Читать полностью »
Археологи нашли в Израиле древнейший дом престарелых возрастом 1600 лет вчера в 8:45

Уникальная находка сделана в Израиле: первый в мире приют для стариков был построен 1600 лет назад

В Израиле археологи нашли здание с надписью «Мир праху предков». Ему 1600 лет, и это может быть первый в истории дом престарелых.

Читать полностью »
Учёные: конституционная худоба затрагивает около 1,9 % населения и связана с генами вчера в 6:20

Пока одни мечтают похудеть — другие отчаянно пытаются поправиться: худоба тоже может стать проблемой

Почему некоторые люди не могут поправиться даже при переедании? Учёные называют это "зеркалом ожирения", а тренеры ищут практические решения.

Читать полностью »
Геологи: соли океанов сформировались из минералов горных пород и вулканической активности вчера в 4:21

Почему реки пресные, а моря солёные? Ответ можно найти в древних легендах — но у науки другая версия

Почему реки дарят пресную воду, а моря остаются солёными? Учёные раскрыли секрет цикла взаимодействия воды и суши, который занимал миллиарды лет.

Читать полностью »
Байкальская рифтовая зона расширяется на 1,5 см в год — геологи о формировании океана вчера в 2:31

Озеро Байкал превратится в Сибирский океан, а Африка – в архипелаг: новые карты Земли уже составлены

Байкал и Восточная Африка сегодня — это живые лаборатории. Здесь формируются океаны, которые изменят карту мира через миллионы лет.

Читать полностью »
Исследователи: бактерия Chroococcidiopsis способна вырабатывать кислород на марсианском грунте вчера в 0:57

Новый план колонизации Марса:  сначала создать из марсианской пыли кислород – уже известно, кто это может сделать

Уникальная цианобактерия, способная пережить радиацию и холод космоса, может стать помощником в освоении Луны и Марса.

Читать полностью »