
10 тысяч — и вас научат мыть полы: вот как "воспитали" новое поколение
Интернет захлестнула волна объявлений: "Научу стирать правильно", "Онлайн-курс по уходу за одеждой", "Как отстирать пятна — 10 000 рублей". Вроде бы шуточные слоганы, но за ними — реальный бизнес, который растёт на фоне тревожной тенденции: молодые люди, выросшие в эпоху гаджетов и курсов по "осознанности", не умеют пользоваться стиральной машиной и не знают, как убрать за собой в комнате.
В Госдуме такую инициативу восприняли не с восторгом. По мнению депутатов, предприниматели просто зарабатывают на педагогических пробелах последних лет — тех, что образовались из-за перекоса в системе воспитания и образования.
Где родители, школа?
Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, материнства и детства Нина Останина в разговоре с Life. ru открыто критикует ситуацию:
"Мы воспитали поколение детей, которым свойственно потребительское отношение к жизни и к взрослым. И теперь, что называется, пожинаем плоды".
По её словам, проблема глубже, чем кажется: детей долгое время ограждали от любой работы — даже в школе. Любой труд стали воспринимать как эксплуатацию, и в результате подростки вырастают без базовых бытовых навыков.
Однако, как подчеркнула депутат, школы в некоторых регионах уже начинают возвращаться к урокам труда. Например, в Новосибирске мальчиков снова учат столярному делу, а девочек — домоводству.
Дисциплина начинается с уборки
Первый зампред Комитета Госдумы по молодежной политике Михаил Киселев уверен: всё перекладывать на школу неправильно.
"Получается, и посуду мыть, и кровать заправлять теперь должна учить школа? А где тогда родительское воспитание?"
Он приводит данные социологических исследований, подтверждающих: участие в домашних делах напрямую связано с развитием самодисциплины и адаптацией к взрослой жизни.
По мнению Киселева, такие вещи, как уборка и элементарный порядок — это сфера ответственности семьи. А вот шитьё, готовка, работа с инструментами — вполне уместны на школьных уроках технологии.
Уроки труда: перегрузка или необходимость?
Михаил Берулава, первый зампред Комитета Госдумы по просвещению и академик РАО, напротив, настаивает: возвращение уроков труда в школы — дело нужное и своевременное.
Он уверяет, что педагоги не пострадают: дополнительные часы оплачиваются, а для бюджета это — незначительная нагрузка. Вопрос, скорее, организационный, чем финансовый.
Однако заслуженный учитель РФ Александр Снегуров видит ситуацию иначе:
"Педагоги и так перегружены. У нас каждый месяц — новая инициатива. Когда же учить детей математике и литературе?"
Он подчёркивает: у школ уже есть уроки технологии, а бытовые навыки разумнее прививать через дополнительные программы, походы, кружки и неформальное общение. Главное — не подменять собой семью.
Детям нужно доверие, а не контроль
Психолог Надежда Резенова напоминает: всё начинается не в классе, а дома — с простых действий и поддержки:
"Поставить обувь на место — это уже начало. Новое качество формируется через усилия в той среде, где ребёнок растёт".
Она уверена: чрезмерная опека мешает детям научиться быту. А когда ребёнок сам проявляет инициативу, взрослые должны обязательно похвалить, поддержать, вдохновить — это и есть база трудового воспитания.
Курсы — это нормально?
Вопрос остаётся открытым: имеют ли право взрослые люди платить за то, чему, казалось бы, должны были научить дома и в школе? С одной стороны — да, каждый волен распоряжаться своим временем и ресурсами. С другой — массовый спрос на такие курсы говорит о провале целого воспитательного пласта.
Сегодня именно семья, школа и общество в целом должны задуматься: а что будет, если следующее поколение и гвоздь не сможет забить без инструкции?
Подписывайтесь на Экосевер