Автомобиль-самолет
Автомобиль-самолет
Светлана Ёлкина Опубликована 01.09.2025 в 16:08

Советские авто могли ездить со скоростью 800 километров в час? Что помешало внедрению реактивного автомобиля-самолёта

Лётчик Метелев вспоминает об испытаниях ГАЗ-ТР Стрела — автомобиля с реактивным двигателем

Лето 1954 года. На взлётную полосу под Горьким выкатывают машину, которая выглядит как пришелец из будущего. Даже лётчики, привыкшие к экстремальным перегрузкам и скорости, переглядываются и нервно поправляют фуражки. Перед ними — не самолёт и не болид. Это "Стрела", первый и единственный советский реактивный автомобиль, рассчитанный на фантастическую по тем временам скорость в 800 км/ч.

Автомобиль, который хотел летать

Официальное название проекта — ГАЗ-ТР. Его создавали не как выставочную диковинку, а как рекордсмена, на основе которого в дальнейшем планировалось разрабатывать новые типы техники. Главный конструктор Александр Смолин лично контролировал каждый этап работы и даже фотографировал "Стрелу" на фоне истребителей МиГ.

Машину сделали из дюраля, установили реактивный двигатель от МиГ-17 и авиационные колёса. По расчётам, на длинной прямой она могла разогнаться до 500, а возможно и до 800 км/ч. Но всё упёрлось в ограничения советской инфраструктуры и технологий.

Ограничения скорости

Для полного разгона "Стреле" требовалась полоса около 10 километров. Под Горьким же имелось только 2. Но главным препятствием оказались вовсе не бетон и длина трассы, а… шины.

Советская шинная промышленность не могла предложить покрышек, способных выдержать чудовищную центробежную нагрузку. Экспериментировали даже с ободами от вертолёта Ми-4. Но при скорости выше 320 км/ч колёса начинали вибрировать так сильно, что автомобиль превращался в трясущийся "шейкер".

В итоге максимальная скорость ограничилась отметкой около 300 км/ч. Для 1954 года это было ошеломляюще быстро, но далеко от амбиций конструкторов.

Полёт по земле

За руль сел военный лётчик Михаил Метелев, которого к тестам готовили так, словно он собирался в полёт на Як-23. Управление действительно больше походило на пилотирование.

"Бросает, как при турбулентности, а педаль газа — это не педаль, это кран запуска катапульты", — вспоминал Метелев.

Экстремальности добавлял ещё один факт: у "Стрелы" не было штатных тормозов. Единственный способ остановки — выпуск парашюта. О второй попытке в тот же день речи идти не могло.

Авария и финал истории

На одном из заездов на полосе оказался металлический обломок. На скорости около 300 км/ч это обернулось аварией. Машину занесло, Метелев получил травму ноги. От серьёзных последствий его спасли шлем, бронированное кресло и прочный каркас из дюраля, который принял на себя основную энергию удара.

После аварии "Стрелу" больше не собирали. Корпус разобрали прямо на полосе. До наших дней дошли лишь несколько деталей и носовая часть, которые можно увидеть в музее ГАЗа в Нижнем Новгороде.

Наследие "Стрелы"

Хотя проект и не привёл к созданию серии, его вклад в историю оказался значительным. "Стрела" показала смелость советских инженеров, стремившихся нащупать пределы возможного. Она осталась символом эпохи, когда страна, едва оправившись от войны, искала новые формы технологического рывка — даже если для этого приходилось ставить реактивный двигатель на колёса.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Как встретить год Огненной Лошади, чтобы привлечь удачу — КарелИнформ 21.12.2025 в 12:38
Огненная Лошадь не терпит скуки: как украсить дом и что надеть для встречи 2026 года

Как встретить год Огненной Лошади, чтобы удача была на вашей стороне? Цвета, наряды, декор и настроение, которые помогут понравиться символу 2026 года.

Читать полностью »
2026 год станет временем быстрых решений и перемен — астролог Лайко 16.12.2025 в 14:36
2026 год перевернёт вашу жизнь: астролог рассказала, почему Год Огненной Лошади нельзя прожить по-старому

Астролог Валентина Лайко уверена: 2026 год не оставит места застою. Как воспользоваться энергией Огненной Лошади и не упустить шанс, который даст Колесо Фортуны?

Читать полностью »
Реакции мозга на экстремальные ситуации непредсказуемы — психолог Файнзильберг 15.12.2025 в 14:05
Мозг может не выбрать жизнь: что происходит с психикой в экстремальной ситуации

Психотерапевт Владимир Файнзильберг рассказал EcoSever, как работает инстинкт самосохранения у человека.

Читать полностью »
Подросток разработал сверхпрочную бумажную структуру — Business Insider 02.12.2025 в 18:22
Как заставить обычную бумагу выдержать свой 10 000-кратный вес? Юный гений из Нью-Йорка просто правильно её сложил

14-летний Майлз Ву выиграл 25 000 долларов за инженерное открытие. Ему помогли вера в себя и искусство оригами.

Читать полностью »
Византия — исчезнувшее государство, которое живо и сегодня — Русская Семёрка 02.12.2025 в 17:42
Двуглавые орлы от Рима до России: кто же на самом деле унаследовал византийскую корону

Византия — государство, которого не было на карте, но без которого не было бы Европы. Как Рим стал Константинополем и почему Россия унаследовала его дух?

Читать полностью »
Необычные манёвры 3I/ATLAS стали загадкой — Полтора Инженера 02.12.2025 в 17:30
Не комета, а космический беглец? Загадочный объект 3I/ATLAS нарушил все законы небесной механики

Межзвёздный объект 3I/ATLAS нарушил все законы движения комет. Почему его поведение больше похоже на бегство?

Читать полностью »
Байкал, Алтай и Тунгуска — центры сибирских загадок — Русская Семёрка 02.12.2025 в 16:12
Тунгусский взрыв, сияющий Байкал и Алтайский стоунхендж — загадки Сибири, которых не смогла объяснить наука

От светящейся воды Байкала до Алтайского стоунхенджа — Сибирь хранит тайны, которые не могут разгадать даже современные учёные.

Читать полностью »
Орнитолог объяснил, почему синицы нападают на слабых птиц — Pravda.Ru 02.12.2025 в 9:22
Зомби рядом с нами: орнитолог объяснил, почему синицы поедают мозг сородичей зимой

Орнитолог Вадим Мишин рассказал, как синицы выживают зимой. Слабонервным лучше не знать, на что они способы.

Читать полностью »