
Школа на грани переворота: нейросети заняли место тетрадей и учебников
Ещё несколько лет назад родители и педагоги всерьёз спорили, стоит ли пускать искусственный интеллект в школу. Теперь же цифры говорят сами за себя: по данным Сбера, ИИ используют уже 30% учителей и 80% школьников по всей стране, а в Московской области показатель почти стопроцентный.
Как учителя используют нейросети
По словам главы Сбера Германа Грефа, искусственный интеллект стал для педагогов инструментом, который экономит время и снижает рутину:
-
создание презентаций и тестов,
-
разработка викторин,
-
составление планов уроков.
Фактически нейросети помогают учителю сосредоточиться на главном — работе с детьми, а не на бесконечном документообороте и подготовке материалов.
"Мы долгое время пытались оградить школьников от цифровизации, от влияния ИИ на них. Но на сегодняшний день мы видим, что и учителя, и ученики используют его", — сказал Герман Греф на форуме учителей Подмосковья.
Школьники и "умная домашка"
Ученики осваивают искусственный интеллект ещё быстрее. По словам Грефа, многие школьники научились делать домашние задания с помощью сразу нескольких алгоритмов — комбинируя возможности разных нейросетей.
Это подтверждает и исследование сервиса SuperJob: половина старшеклассников в России использует ИИ для выполнения домашних заданий. Причём чем старше ребёнок, тем чаще он прибегает к такой помощи.
Попытки ограничить использование
Взрослые, конечно, стараются держать процесс под контролем. Так, 13% учителей признаются, что активно пытаются не допустить, чтобы школьники делали задания исключительно с помощью нейросетей. Главный аргумент: важно, чтобы дети закрепляли знания и учились мыслить самостоятельно.
Однако полностью запретить использование ИИ в реальной жизни становится всё сложнее. Для многих школьников это такой же привычный инструмент, как интернет или калькулятор.
Что это значит для образования
Опыт Подмосковья показателен: почти все учащиеся региона уже вовлечены в работу с нейросетями. И это не только тренд, но и вызов для системы образования.
С одной стороны, ИИ помогает быстрее осваивать новые темы, готовить качественные проекты и расширяет возможности для самообразования. С другой — есть риск, что дети перестанут тренировать навык самостоятельного мышления и анализа.
Сегодня главная задача школы — найти баланс: научить правильно использовать ИИ как помощника, а не как замену знаниям.
Подписывайтесь на Экосевер