
Кружились и били себя плетьми: как проводили время хлыстовцы — члены самой одиозной российской секты
Среди множества сект, существовавших в дореволюционной России, особую известность получили хлысты. Их ритуалы до сих пор вызывают споры и окутаны ореолом мистики и скандала.
Происхождение и вера
Секта возникла в середине XVII века среди крестьянства. Её последователи называли себя "людьми божьими" или "христововерами". Само название "хлысты", по разным версиям, произошло либо от обряда самобичевания, либо от искажённого слова "христы".
Основателем движения считается крестьянин Данила Филиппович из Костромской губернии. По преданию, в 1645 году в его тело вселился сам Господь Саваоф и даровал людям 12 новых заповедей.
"Корабли" и их вожди
Общины хлыстов назывались "кораблями". Во главе стоял "кормщик" — "Христос", рядом с ним — "кормщица", её называли "Богородицей" или "матушкой-пророчицей".
Главное отличие учения от традиционного христианства заключалось в убеждении, что Бог может воплощаться в человеке многократно. Воплощение, по их вере, возможно лишь в тех, кто ведёт аскетическую жизнь. Поэтому хлысты строго проповедовали воздержание в пище и половой жизни.
Хотя официальную церковную обрядность они отрицали, в православные храмы иногда всё же заходили — ради конспирации.
Ночные "радения"
Главным ритуалом хлыстов были ночные собрания — радения. Во время них сектанты:
- занимались самобичеванием — хлестали себя прутьями и жгутами,
- кружились на месте до состояния экстаза,
- впадали в особое мистическое состояние, которое трактовали как "сошествие Святого духа".
Именно вокруг радений возникла наибольшая скандальная слава. Хлысты отрицали церковный брак и традиционную семью, заменяя их понятием "духовного сожительства". Возбуждение, возникавшее во время экстатических практик, нередко перерастало в настоящие оргии, что дало повод обвинять их в "свальном грехе".
Преследования и упадок
За подобные обычаи хлыстов, как и близких им скопцов, подвергали преследованиям и в царской, и в советской России. Тем не менее, отдельные общины продолжали существовать ещё в 1920-е годы.
Подписывайтесь на Экосевер