Ребёнок
Ребёнок
Карина Панкращенко Опубликована сегодня в 1:28

Умный, но несчастный: как раннее обучение ломает желание ребёнка ходить в школу

Психологи: раннее обучение чтению у детей может вызвать трудности в школе

Почему одни дети с радостью идут в школу, а другие уже в первые месяцы сталкиваются с трудностями? Часто причина кроется не в способности ребёнка, а в том, насколько гармонично складывалось его развитие до школьного возраста.

Когда учёба приходит вовремя

Ещё двадцать лет назад учителя начальных классов говорили родителям будущих первоклассников простую фразу: "Главное, чтобы ребёнок был здоров, а остальному мы научим". Тогда умение читать, писать и считать не было обязательным требованием для дошкольников. Кто-то приходил в первый класс уже подготовленным и получал дополнительные задания, а остальные осваивали базовые навыки постепенно — примерно за полгода.

И это имело свои основания. До шести лет у детей продолжается так называемый "период игры". К завершению этого этапа формируется ключевое новообразование психики — мотив учения. Именно он делает обучение осознанным и желанным. Обычно в шесть лет ребёнок сам проявляет интерес к буквам, словам и цифрам. Кому-то нравится заниматься с родителями дома, кто-то ходит в развивающие группы, а кто-то начинает читать и писать спонтанно — между играми, не прикладывая особых усилий.

Что происходит при форсировании событий

Однако всё чаще родители торопятся: едва малыш начинает говорить, ему уже показывают буквы, просят складывать слоги и решать задачки. В ход идут кубики с алфавитом, настенные плакаты, книги и постоянные "давай попробуем прочитать". Мамы и папы гордятся четырёхлетками, читающими вслух, но редко замечают, что в это время мозг ребёнка должен сосредоточиться на других процессах — развитии воображения, ролевой игры, эмоционального контроля, способности соблюдать правила и принимать культурные нормы семьи и общества.

Результат — смещение акцентов. Ребёнок старается изо всех сил, ведь для него главное — похвала родителей. Но гармония нарушается, и на выходе мы получаем школьника, у которого есть знания, но нет психологической готовности к обучению.

Как проявляется психологическая неготовность

Специалисты выделяют несколько тревожных признаков:

  • ребёнок умеет многое, но не хочет учиться и ничего не делает;

  • чрезмерно тревожится из-за успехов и устраивает истерики при малейшем неуспехе;

  • не умеет общаться со сверстниками — либо замыкается и обижается, либо проявляет агрессию;

  • воспринимает школу как место для игр, а не учёбы;

  • не может подчиняться правилам.

В итоге перед учителем оказывается семилетний ученик, но с моделью поведения пятилетнего.

Типичные сценарии поведения

Такие дети могут:

  • разговаривать со всеми сразу во время урока;

  • кричать ответы громче других, чтобы привлечь внимание;

  • залезть под парту и развеселить весь класс;

  • гулять по кабинету во время занятия, отвлекаясь на чужие тетрадки;

  • выходить в коридор и бегать там без контроля;

  • терять интерес к письму и быстро переключаться на планшет или телевизор дома;

  • громко протестовать при ограничениях, закатывая слёзы и крики.

Всё это — не признак плохого характера, а показатель того, что психика ребёнка не успела дозреть до учебного процесса.

Зачем важна гармония

Детский психологи подчёркивают: каждый этап развития имеет своё время. Если пропустить "период игры" и слишком рано нагрузить ребёнка учебными навыками, он не успеет сформировать эмоциональную зрелость, умение управлять собой и строить отношения с окружающими. В итоге в школе такой ученик будет знать буквы и цифры, но не сможет выдерживать требования учебного процесса.

Задача родителей — не перегонять время, а создать условия, в которых ребёнок сможет гармонично развиваться: много играть, учиться взаимодействовать с другими детьми, пробовать разные роли и постепенно, к шести годам, прийти к настоящему желанию учиться.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Воронеж и Нижегородская область показали рекордное падение числа заявлений от мигрантов сегодня в 2:27

Володин: иностранные дети реже поступают в российские школы

Число детей мигрантов в школах резко сократилось: документы, язык и новые правила стали ключевыми факторами. Вячеслав Володин объяснил причины изменений.

Читать полностью »
Врачи объяснили, как отличить гиперактивность ребёнка от обычной подвижности вчера в 20:49

Гиперактивный ребёнок или просто подвижный? Где проходит грань

Гиперактивность ребёнка — это не просто излишняя подвижность. Какие симптомы должны насторожить родителей, и как найти правильный подход?

Читать полностью »
День знаний без стресса: что теперь смогут позволить себе мамы и папы школьников вчера в 20:12

В России хотят узаконить право родителей брать выходной 1 сентября. Теперь работодатель не сможет отказать — объясняем, как это будет работать.

Читать полностью »
Вшили слежку прямо в чат: новый детский мессенджер всколыхнул родителей и аферистов вчера в 19:27

Мессенджер с геолокацией, SIM-карты с ограничениями и защита от аферистов — в России предложили создать цифровую экосистему безопасности для детей.

Читать полностью »
Вице-президент ЕКЦ Иван Мельников сообщил о разлучении россиянки Нины Кутиной с сыном в Индии вчера в 19:05

Россиянка с детьми в пещере Индии: тайна исчезнувшего сына остаётся без ответа

Россиянку с детьми задержали в Индии после жизни в пещере. Её сына отправили в другой ЦВСИГ, связь с ним прервана. Что известно о громкой истории?

Читать полностью »
Няня из палаты отказников в Воронеже рассказала о жизни брошенных детей вчера в 18:10

Игрушки, тишина и ожидание мамы: будни самой тяжёлой палаты — палаты отказников

В палате отказников няни становятся для малышей всем: мамой и защитой. Но им приходится держать дистанцию, зная, что ребёнка могут снова забрать.

Читать полностью »
Детское питание под прицелом: какие продукты скрывают опасность для роста и здоровья вчера в 18:03

Какие продукты лучше исключить из детского меню, чтобы избежать проблем с весом и здоровьем? Врач-эндокринолог раскрывает важные правила правильного питания для растущих детей.

Читать полностью »
Психологи объяснили, почему дети после детского сада испытывают трудности в школе вчера в 17:22

Школьная готовность оказалась мифом: почему первоклассники ломаются уже в сентябре

Почему первоклассник, уверенно читавший в садике, вдруг отказывается учиться в школе? Причины глубже, чем кажется, и решить их могут только вместе родители и педагоги.

Читать полностью »