
Когда поездка в купе дороже отпуска: лето показало новый рекорд цен
За год стоимость железнодорожных билетов в России выросла в среднем на 20%, а в некоторых сегментах — и вовсе на четверть. Больше всего подорожали места в купейных вагонах фирменных поездов. Такой рост эксперты объясняют не только макроэкономическими факторами, но и ограниченными возможностями самой железнодорожной сети, где пассажирские перевозки вынуждены конкурировать с грузовыми.
Где подорожало сильнее всего
По данным Росстата, в июле 2025 года цена билета в купе фирменного поезда составила 794,8 рубля за 100 км пути, что на 27,4% больше, чем год назад. Для сравнения: в июле 2024-го рост составил "всего" 14,8%.
Не менее ощутимо подорожали билеты в купе нефирменных поездов — на 23,8%. Плацкарт, который находится под контролем ФАС, вырос в цене на 20,7%, тогда как годом ранее — только на 9,7%. Самый скромный рост показал нефирменный плацкарт — +9,8%.
Главный специалист-эксперт пресс-службы ФАС Семен Сутеев подчеркнул, что антимонопольная служба ведет постоянный мониторинг цен. При этом с декабря 2024 года тарифы в регулируемом сегменте были официально проиндексированы на 11,6%.
Почему дорожают билеты
Гендиректор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров связывает рост цен с традиционным пиком спроса летом и ограниченными возможностями РЖД.
"Мы видим сохранение спроса в июне-августе, что усугубляется трудностями с работой аэропортов. Однако нынешний рост цен превышает все ожидания", — отметил он.
Федеральная пассажирская компания (ФПК) объясняет: в сегменте купе, СВ и скоростных поездов тарифы формируются по принципу динамического ценообразования. Цена зависит от сезона, дня недели, времени отправления, количества свободных мест и даты покупки билета.
Иными словами, чем ближе поездка, тем выше цена. Особенно это заметно летом и в декабре, когда спрос на поездки традиционно максимальный.
Ограниченная пропускная способность
Исполнительный директор ассоциации "Альянс туристических агентств" Наталья Осипова указывает на другую проблему — низкую глубину бронирования. Билеты на поезда можно купить максимум за 90 дней по России и за 45 дней по СНГ, в то время как турпакеты оформляются за полгода и более.
"Из-за этого многие приобретают туры заранее, а потом сталкиваются с трудностями при покупке билетов. В итоге к моменту выезда на рынке возникает повышенный спрос, который подталкивает цены вверх", — объясняет Осипова.
По словам Ильи Зотова, председателя Общероссийского объединения пассажиров, главная проблема кроется в пропускной способности железных дорог. Южные направления перегружены не только пассажирскими, но и грузовыми перевозками.
"Здесь речь не о нехватке вагонов, а о высокой загруженности магистралей", — подчеркивает он.
Что может помочь снизить цены
Эксперты предлагают несколько решений:
-
увеличить глубину бронирования билетов, чтобы пассажиры могли покупать их заранее вместе с турами;
-
развивать модель транспортных хабов и соединять их скоростными поездами;
-
создавать пакетные предложения "тур + билет" — пока их доля не превышает 30%.
"Сейчас южные направления, включая Крым, пользуются огромным спросом, но далеко не все могут позволить себе покупку билета по приемлемой цене. Решением могли бы стать именно пакетные предложения", — считает Наталья Осипова.
Итог
Железнодорожные билеты дорожают быстрее инфляции, и пока ситуация не в пользу пассажиров. Ограниченные возможности сети, высокий сезонный спрос и динамическое ценообразование делают поездки в поездах все менее доступными. Чтобы изменить картину, необходимы системные меры — от новых маршрутов до расширения возможностей бронирования.
Подписывайтесь на Экосевер