Поезд РЖД
Поезд РЖД
Карина Панкращенко Опубликована 22.08.2025 в 5:38

Когда поездка в купе дороже отпуска: лето показало новый рекорд цен

Росстат: железнодорожные билеты в России подорожали в среднем на 20% за год

За год стоимость железнодорожных билетов в России выросла в среднем на 20%, а в некоторых сегментах — и вовсе на четверть. Больше всего подорожали места в купейных вагонах фирменных поездов. Такой рост эксперты объясняют не только макроэкономическими факторами, но и ограниченными возможностями самой железнодорожной сети, где пассажирские перевозки вынуждены конкурировать с грузовыми.

Где подорожало сильнее всего

По данным Росстата, в июле 2025 года цена билета в купе фирменного поезда составила 794,8 рубля за 100 км пути, что на 27,4% больше, чем год назад. Для сравнения: в июле 2024-го рост составил "всего" 14,8%.

Не менее ощутимо подорожали билеты в купе нефирменных поездов — на 23,8%. Плацкарт, который находится под контролем ФАС, вырос в цене на 20,7%, тогда как годом ранее — только на 9,7%. Самый скромный рост показал нефирменный плацкарт — +9,8%.

Главный специалист-эксперт пресс-службы ФАС Семен Сутеев подчеркнул, что антимонопольная служба ведет постоянный мониторинг цен. При этом с декабря 2024 года тарифы в регулируемом сегменте были официально проиндексированы на 11,6%.

Почему дорожают билеты

Гендиректор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров связывает рост цен с традиционным пиком спроса летом и ограниченными возможностями РЖД.

"Мы видим сохранение спроса в июне-августе, что усугубляется трудностями с работой аэропортов. Однако нынешний рост цен превышает все ожидания", — отметил он.

Федеральная пассажирская компания (ФПК) объясняет: в сегменте купе, СВ и скоростных поездов тарифы формируются по принципу динамического ценообразования. Цена зависит от сезона, дня недели, времени отправления, количества свободных мест и даты покупки билета.

Иными словами, чем ближе поездка, тем выше цена. Особенно это заметно летом и в декабре, когда спрос на поездки традиционно максимальный.

Ограниченная пропускная способность

Исполнительный директор ассоциации "Альянс туристических агентств" Наталья Осипова указывает на другую проблему — низкую глубину бронирования. Билеты на поезда можно купить максимум за 90 дней по России и за 45 дней по СНГ, в то время как турпакеты оформляются за полгода и более.

"Из-за этого многие приобретают туры заранее, а потом сталкиваются с трудностями при покупке билетов. В итоге к моменту выезда на рынке возникает повышенный спрос, который подталкивает цены вверх", — объясняет Осипова.

По словам Ильи Зотова, председателя Общероссийского объединения пассажиров, главная проблема кроется в пропускной способности железных дорог. Южные направления перегружены не только пассажирскими, но и грузовыми перевозками.

"Здесь речь не о нехватке вагонов, а о высокой загруженности магистралей", — подчеркивает он.

Что может помочь снизить цены

Эксперты предлагают несколько решений:

  • увеличить глубину бронирования билетов, чтобы пассажиры могли покупать их заранее вместе с турами;

  • развивать модель транспортных хабов и соединять их скоростными поездами;

  • создавать пакетные предложения "тур + билет" — пока их доля не превышает 30%.

"Сейчас южные направления, включая Крым, пользуются огромным спросом, но далеко не все могут позволить себе покупку билета по приемлемой цене. Решением могли бы стать именно пакетные предложения", — считает Наталья Осипова.

Итог

Железнодорожные билеты дорожают быстрее инфляции, и пока ситуация не в пользу пассажиров. Ограниченные возможности сети, высокий сезонный спрос и динамическое ценообразование делают поездки в поездах все менее доступными. Чтобы изменить картину, необходимы системные меры — от новых маршрутов до расширения возможностей бронирования.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Россия и Китай создают союз в сфере ИИ: начинается новая технологическая эпоха сегодня в 17:11

Россия и Китай создают экспертный совет по искусственному интеллекту и договорились совместно разрабатывать стандарты, кадры и технологии будущего.

Читать полностью »
После саммитов и контрактов — теперь и путешествия: РФ и КНР объединяют туристов сегодня в 15:04

Россия и Китай договорились развивать взаимные туристические поездки и упростить трансграничные платежи. Какие преимущества это даст путешественникам?

Читать полностью »
Вас заселили в ужасный номер? Есть способ поменять его бесплатно — главное знать порядок действий сегодня в 13:25

Что делать, если отель за границей не оправдал ожиданий? Турэксперт рассказала, как добиться замены номера без доплат и сохранить нервы.

Читать полностью »
Родитель вместо офиса: в России предложили платить за воспитание детей сегодня в 11:56

В Госдуме предложили платить зарплату родителям, которые временно оставляют работу ради воспитания детей. Почему идея вызвала интерес — и может ли она стать реальностью?

Читать полностью »
Миллион за месяц: кто сегодня зарабатывает больше топ-менеджеров в Москве сегодня в 9:47

В Москве появились вакансии, за которые готовы платить свыше миллиона рублей в месяц. Кто получает такие суммы и как попасть в этот список — рассказываем подробно.

Читать полностью »
Европу снова тянет на сладкое: российский шоколад возвращается на прилавки ЕС сегодня в 7:42

ЕС нарастил закупки российских сладостей, несмотря на санкции и изменения логистики. Почему европейцы продолжают покупать шоколад и что это значит для российских производителей?

Читать полностью »
Квартира мечты может обернуться кошмаром: 5 признаков, что вас хотят обмануть сегодня в 5:30

Мошенники придумывают всё новые схемы обмана при аренде жилья. Разбираем, как распознать аферу до перевода денег и не потерять квартиру или залог.

Читать полностью »
Без банка и пышных банкетов: новый свадебный тренд захватывает Россию сегодня в 3:27

Всё больше россиян отказываются от пышных свадеб и кредитов, выбирая скромные, но тёплые церемонии. Почему этот тренд усиливается — в материале.

Читать полностью »