Поезд РЖД
Поезд РЖД
Карина Панкращенко Опубликована сегодня в 5:38

Когда поездка в купе дороже отпуска: лето показало новый рекорд цен

Росстат: железнодорожные билеты в России подорожали в среднем на 20% за год

За год стоимость железнодорожных билетов в России выросла в среднем на 20%, а в некоторых сегментах — и вовсе на четверть. Больше всего подорожали места в купейных вагонах фирменных поездов. Такой рост эксперты объясняют не только макроэкономическими факторами, но и ограниченными возможностями самой железнодорожной сети, где пассажирские перевозки вынуждены конкурировать с грузовыми.

Где подорожало сильнее всего

По данным Росстата, в июле 2025 года цена билета в купе фирменного поезда составила 794,8 рубля за 100 км пути, что на 27,4% больше, чем год назад. Для сравнения: в июле 2024-го рост составил "всего" 14,8%.

Не менее ощутимо подорожали билеты в купе нефирменных поездов — на 23,8%. Плацкарт, который находится под контролем ФАС, вырос в цене на 20,7%, тогда как годом ранее — только на 9,7%. Самый скромный рост показал нефирменный плацкарт — +9,8%.

Главный специалист-эксперт пресс-службы ФАС Семен Сутеев подчеркнул, что антимонопольная служба ведет постоянный мониторинг цен. При этом с декабря 2024 года тарифы в регулируемом сегменте были официально проиндексированы на 11,6%.

Почему дорожают билеты

Гендиректор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров связывает рост цен с традиционным пиком спроса летом и ограниченными возможностями РЖД.

"Мы видим сохранение спроса в июне-августе, что усугубляется трудностями с работой аэропортов. Однако нынешний рост цен превышает все ожидания", — отметил он.

Федеральная пассажирская компания (ФПК) объясняет: в сегменте купе, СВ и скоростных поездов тарифы формируются по принципу динамического ценообразования. Цена зависит от сезона, дня недели, времени отправления, количества свободных мест и даты покупки билета.

Иными словами, чем ближе поездка, тем выше цена. Особенно это заметно летом и в декабре, когда спрос на поездки традиционно максимальный.

Ограниченная пропускная способность

Исполнительный директор ассоциации "Альянс туристических агентств" Наталья Осипова указывает на другую проблему — низкую глубину бронирования. Билеты на поезда можно купить максимум за 90 дней по России и за 45 дней по СНГ, в то время как турпакеты оформляются за полгода и более.

"Из-за этого многие приобретают туры заранее, а потом сталкиваются с трудностями при покупке билетов. В итоге к моменту выезда на рынке возникает повышенный спрос, который подталкивает цены вверх", — объясняет Осипова.

По словам Ильи Зотова, председателя Общероссийского объединения пассажиров, главная проблема кроется в пропускной способности железных дорог. Южные направления перегружены не только пассажирскими, но и грузовыми перевозками.

"Здесь речь не о нехватке вагонов, а о высокой загруженности магистралей", — подчеркивает он.

Что может помочь снизить цены

Эксперты предлагают несколько решений:

  • увеличить глубину бронирования билетов, чтобы пассажиры могли покупать их заранее вместе с турами;

  • развивать модель транспортных хабов и соединять их скоростными поездами;

  • создавать пакетные предложения "тур + билет" — пока их доля не превышает 30%.

"Сейчас южные направления, включая Крым, пользуются огромным спросом, но далеко не все могут позволить себе покупку билета по приемлемой цене. Решением могли бы стать именно пакетные предложения", — считает Наталья Осипова.

Итог

Железнодорожные билеты дорожают быстрее инфляции, и пока ситуация не в пользу пассажиров. Ограниченные возможности сети, высокий сезонный спрос и динамическое ценообразование делают поездки в поездах все менее доступными. Чтобы изменить картину, необходимы системные меры — от новых маршрутов до расширения возможностей бронирования.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Опрос: жители Москвы назвали балкон и лоджию важными элементами квартиры сегодня в 6:27

Москвичи выбрали идеальное использование лоджий: отдых, зимний сад и даже кабинет

Москвичи хотят не просто квартиру, а пространство с лоджией или террасой. Каждый четвёртый мечтает о них в каждой комнате. Что они готовы там устроить?

Читать полностью »
Росстат: задолженность по зарплате в России в июле 2025 года выросла до 1,04 млрд рублей вчера в 20:41

Долги по зарплатам в России перевалили за миллиард — рост почти вдвое за год

Задолженность по зарплатам в России превысила 1 млрд рублей. Какие отрасли страдают сильнее всего, и почему задержки стали тревожным сигналом для экономики?

Читать полностью »
Что такое брокерский счёт и зачем он нужен инвестору — разъяснение Банка России вчера в 19:46

Брокерский счёт открывает двери: почему он заменяет десятки других способов вложений

Брокерский счёт открывает доступ к инвестициям. Что это такое, зачем нужен, какие виды бывают и как избежать ошибок при открытии?

Читать полностью »
Эксперт Оганисян: в сентябре ЦБ может снизить ключевую ставку на 1% или оставить без изменений вчера в 18:23

Центробанк в сентябре выберет осторожность: ключевая ставка останется высокой

В сентябре ЦБ решит судьбу ключевой ставки. Эксперты уверены: резких шагов не будет, но баланс между инфляцией и кредитами станет главной интригой.

Читать полностью »
МВД предупредило о новой схеме мошенников с Telegram-ботами для оплаты ЖКХ вчера в 17:13

Новый капкан в Telegram: мошенники маскируются под управляющие компании

Мошенники придумали новую схему: под видом оплаты ЖКХ через Telegram-бота они выманивают персональные данные и деньги. Как работает схема и как защититься?

Читать полностью »
Мантуров: первые российско-индийские скоростные поезда изготовят в 2026 году вчера в 16:30

Россия и Индия строят поезд будущего: первые образцы появятся в 2026 году

Россия и Индия готовят к запуску скоростные поезда Vande Bharat. Первые составы появятся в 2026 году, но проект уже называют символом нового партнёрства.

Читать полностью »
Россия вышла на второе место в мире по импорту китайских часов — отчёт КНР вчера в 15:24

Китайские механизмы покоряют Россию: спрос растёт даже там, где не ждут

Россия вошла в мировые лидеры по закупкам китайских часов и механизмов: поставки выросли почти втрое. Чем объясняется спрос и кто еще в топ-5?

Читать полностью »
Торговая палата: Финляндия сильнее других стран ЕС пострадала от разрыва с Россией вчера в 14:12

Финляндия сломалась первой: в Хельсинки признали болезненный удар от разрыва с Россией

Финляндия признала, что именно её экономика сильнее всех в ЕС пострадала от разрыва с Россией. Какие последствия это несёт, и чего ждут от переговоров?

Читать полностью »