План по уничтожению России ради Царства Божьего: вот что предложила секта скопцов Александру I
Заповедь Христа: "Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну" (Мф. 5:30) — на протяжении веков вдохновляла радикальные толкования. Для некоторых сект это стало оправданием страшных обрядов, целью которых было "спасение души" через отказ от плотских желаний. Особенно широкое распространение подобные практики получили в России, где на почве церковного раскола XVII-XVIII веков возникла секта скопцов.
От Блохина до Селиванова
Основателем движения считается Андрей Блохин, но именно его ученик Кондратий Селиванов придал ему масштаб. Он сумел войти в доверие к князю Григорию Потёмкину и даже добился терпимости при Александре I. Политика веротерпимости того времени позволила скопцам открыто проповедовать свои идеи.
В 1805 году Александр I лично встретился с Селивановым. А в 1816 году богатый купец Солодовников построил для секты "дом радений" — своеобразный храм и лечебницу, где профессиональные врачи-скопцы проводили операции для желавших вступить в "корабль" (так они называли свою общину). Учение гласило: когда число оскопившихся достигнет 144 тысяч, наступит конец света, и спасутся только скопцы.
Политические амбиции и легенды
Секта вела себя дерзко. Селиванов объявил себя "спасшимся императором Петром III" — в подражание Пугачёву. При Павле I его арестовали и поместили в дом умалишённых, но при Александре он снова вышел на свободу. Скопцы распространяли слухи, будто к их числу принадлежали Потёмкин и даже Суворов.
Они умели шокировать власть. Так, во время визита императора в "корабль" в 1805 году некий Елянский предложил проект превращения России в Царство Божие: оскопить всех жителей страны, поставить во главе Селиванова как "патриарха", а себе самому отвести должность главнокомандующего.
Взлёт и падение
Александр I терпел секту ещё долгие годы, и многие влиятельные дворяне вступали в её ряды. Сами скопцы утверждали, что государь сам прошёл "малое оскопление", но боялся делать это обязательным для всех.
Роковой поворот наступил в 1820 году, когда стало известно, что скопцы совратили солдат гвардейских полков. Для государства это уже было ударом по армии. Петербургский губернатор Милорадович убедил царя закрыть "дом радений". Селиванова сослали под строгий надзор в монастырь. В народе даже возникла легенда, что убийство Милорадовича декабристом Каховским в 1825 году было местью скопцов.
Наследие секты
Несмотря на жестокие гонения, скопцы оставили глубокий след в истории России. Их мистицизм, фанатизм и политические амбиции превратили движение в один из самых загадочных феноменов русского религиозного сектантства. История их существования — это и отражение духовных исканий, и свидетельство опасности радикального толкования веры.
Подписывайтесь на Экосевер