
Танкетка-подрывник с дистанционным управлением: как первый беспилотник стал самым провальным оружием Гитлера
Во время Второй мировой войны нацистская Германия стремилась удивить мир "чудо-оружием". Одним из таких проектов стала гусеничная взрывная машина под названием "Голиаф". Но вопреки громкому имени, история запомнила её как один из самых провальных военных экспериментов.
От замысла к оружию
Первые телеуправляемые танкетки появились ещё в 1939 году. Их создавали вовсе не для атаки — изначально "Голиаф" должен был разминировать поля. Однако очень скоро командование решило: куда выгоднее превратить устройство в средство нападения. Так в корпус танкетки встроили заряд взрывчатки весом до 100 килограммов.
Как управлялся "Голиаф"
Конструкция выглядела просто:
- внутри корпуса находилась катушка с трёхжильным проводом;
- провод разматывался во время движения;
- оператор управлял танкеткой с пульта — три кнопки: правая и левая для поворота, центральная для подрыва.
До фронта "Голиафов" довозили грузовиками, а затем вручную — на специальных тележках, запряжённых тремя-четырьмя солдатами.
Преимущества и слабые места
На бумаге "Голиаф" выглядел перспективным: дешёвое производство, лёгкость в управлении, бесшумное приближение к цели. Но реальность быстро показала слабые стороны:
- хрупкий провод, который путался в кустах и легко перерезался противником;
- слабая броня — советские солдаты без труда её пробивали;
- низкая скорость — всего 12 км/ч, что делало устройство медленной мишенью;
- трудности с пересечённой местностью.
Итог проекта
За годы войны немцы выпустили около 7500 "Голиафов", но использовались они крайне редко. Большинство не успевали достичь целей, а те, что добирались, не оправдывали затрат. Вскоре даже немецкое командование признало: соотношение "цена — качество" у танкетки неудовлетворительное. Проект был свёрнут.
Так "Голиаф", обещавший стать оружием будущего, вошёл в историю как пример военной неудачи, когда амбиции оказались сильнее здравого смысла.
Подписывайтесь на Экосевер