
Чему мы могли бы поучиться у крестьян в воспитании детей
В крестьянской России воспитание детей было не просто обязанностью родителей — это была целая система, основанная на многовековых традициях, житейской мудрости и неписаных правилах, которые передавались из поколения в поколение. Здесь всё определялось укладом села, суровыми условиями жизни и пониманием того, что ребёнок — это будущий труженик и хранитель семейного очага.
Первые годы: зыбка, жевка и босоногие игры
В семье крестьянина детей рождалось много, но младенческая смертность была высокой. Появление нового ребёнка беднякам означало "лишний рот", а зажиточным — будущего помощника. Тем не менее, матери относились к малышам с теплотой, хоть и были вынуждены сдерживать эмоции — жизнь требовала закалённого характера.
Новорождённого укладывали в зыбку — подвесную люльку, где он спал, пока не начинал ходить. Уход за младенцем был прост.
"Русская народно-бытовая медицина", "крестьянки считают, что ребёнка достаточно перевернуть раза два-три в сутки, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок", — писал доктор Г. Попов в книге.
Материнское молоко было основой питания, при его отсутствии искали кормилицу или поили козьим молоком, используя рог с насадкой из коровьего вымени. Вместо соски служила "жевка" — тряпочка с мякишем хлеба. С полугода в рацион входила молочная гречневая каша, а к году — похлёбка.
К трём годам ребёнок ел вместе со всеми, спал на полатях и целыми днями играл на улице. Игрушки были самодельными: девочки шили тряпичных кукол, мальчики гоняли мяч или палку-"лошадку".
Отрочество: первые порты и трудовые навыки
Семь лет — важная веха: мальчику выдавали первые порты, девочке — длинную рубаху. С этого возраста начиналось систематическое приучение к труду. Задания давали строго, но без грубости — перечить старшим было немыслимо.
К 10 годам мальчики уже боронили поле, к 12 — пахали, а к 14 работали наравне с взрослыми. Девочки с 11 лет садились за прялку, к 13 — умели шить и вышивать, а в 14 — помогали в домашнем хозяйстве: доили коров, пекли хлеб, вымачивали холсты.
Одновременно с трудовыми навыками детям прививали основы крестьянской морали: уважение к старшим, милосердие к бедным, бережное отношение к хлебу, веру в Бога и представление о грехе.
Юность: честь, стыд и браки
Подростков учили ценить целомудрие и стыдливость. Полового воспитания в современном понимании не было, но жизнь рядом с животными давала наглядные уроки физиологии.
Посещение вечерних "посиделок" считалось нормой: там молодёжь общалась, пела, танцевала, но близкие отношения до брака строго осуждались. Девушкам с безупречной репутацией отдавалось особое уважение — их первыми звали в хороводы и сватали.
Браки заключались рано: в XVIII веке — с 14-15 лет, позже — с 18 для мужчин и 16 для женщин. Согласие молодых часто не спрашивали, но родительское благословение ценилось выше всего.
Образование: путь от запрета к доступности
До XVIII века крестьяне почти не имели шансов на образование. Даже реформы Петра I не открыли школ для крестьянских детей. Лишь с 1804 года, по указу "Об учебных заведениях", школы стали официально бессословными, хотя крепостным путь туда по-прежнему был закрыт.
Распространились церковно-приходские школы, а также "школы грамотности", которые могли устраивать прямо в крестьянской избе. Многие помещики поддерживали образование: граф Л. Н. Толстой открыл более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, сам ведя уроки.
"Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу… худых детей с их светлыми глазами… Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых… И они кишат в каждой школе!" — писал он.
После Октябрьской революции система образования изменилась, а вместе с ней постепенно исчез и традиционный крестьянский уклад.
Подписывайтесь на Экосевер