
Грузовые вагоны уходят в минус: производство рухнуло на 17 %
Рынок грузового вагоностроения в России в 2025 году пошёл на спад после уверенного роста годом ранее. По данным Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), за первые семь месяцев текущего года выпуск грузовых вагонов снизился на 17 %, составив 34,3 тысячи единиц. Для сравнения, в 2024 году объём производства достигал 74,9 тысячи.
Рост в одной нише при общем падении
Интересно, что спад коснулся далеко не всех типов подвижного состава. Производство грузовых вагонов с повышенной осевой нагрузкой в 25 тонносил, наоборот, выросло на 14,1 % и достигло 12,7 тысячи единиц. Эксперты отмечают, что такая техника востребована в перевозках тяжёлых и массовых грузов, где экономия на единицу транспортировки даёт ощутимый эффект.
Капремонт просел сильнее производства
Серьёзный удар пришёлся и на сегмент капитального ремонта. За январь-июль 2025 года в России отремонтировали лишь 25,1 тысячи грузовых вагонов, что на 57,3 % меньше, чем год назад. Это может сигнализировать как о снижении инвестиций со стороны операторов, так и о переориентации на закупку нового подвижного состава — но в условиях падающего производства этот вариант выглядит сомнительно.
Прогнозы неутешительны
Ещё в октябре прошлого года аналитическое агентство Rollingstock Agency (RSA) предупреждало, что после пика 2024 года производство вагонов почти неизбежно пойдёт вниз. По их оптимистичному сценарию, рост возможен только при крайне благоприятной рыночной конъюнктуре. При этом нейтральный и негативный прогнозы предполагают падение на уровне до 9 % в период 2025–2027 годов.
Факторы давления на рынок
Эксперты связывают текущее снижение с несколькими факторами:
-
замедлением темпов обновления парка у операторов;
-
снижением объёмов перевозок по отдельным направлениям;
-
влиянием внешнеэкономической ситуации и колебаний цен на металл.
Также стоит учитывать, что рынок подвижного состава во многом цикличен: периоды активного роста сменяются спадами, когда операторы эксплуатируют закупленные ранее вагоны.
Что это значит для отрасли
Если тенденция сохранится, производителям придётся либо переориентироваться на выпуск более востребованных моделей, таких как вагоны с увеличенной осевой нагрузкой, либо искать экспортные рынки. Однако конкуренция за рубежом высока, а геополитическая обстановка осложняет выход на многие направления.
Подписывайтесь на Экосевер