
Пассажирам планируют компенсировать ожидание в аэропортах
Задержка рейса — стресс даже для опытного путешественника. Сотни людей застревают в аэропортах, теряют время, пересадки и деньги. Но особенно обидно, когда задержка происходит не по вине авиакомпании, а в рамках так называемого плана "Ковёр" — экстренной авиационной процедуры, при которой все вылеты приостанавливаются ради безопасности конкретного борта.
И вот здесь возникает юридический парадокс: авиаперевозчик не несёт ответственности, потому что речь идёт о "форс-мажоре", и пассажирам ничего не положено — ни компенсации, ни хотя бы купона на воду. Однако в Общественной палате считают, что подход требует пересмотра.
Что такое план "Ковёр"
Этот режим активируется, когда в воздушной гавани экстренно сажают самолёт — чаще всего из-за технических неисправностей. Остальные борты получают команду замереть: ни взлётов, ни посадок. Всё внимание — только аварийному лайнеру. Мера абсолютно оправданная, ведь она обеспечивает безопасность. Но у неё есть побочный эффект — массовые задержки.
Проблема в том, что пассажиры этих задержанных рейсов превращаются в заложников ситуации, не получая ни моральной, ни материальной компенсации. Закон на стороне авиакомпаний — они не отвечают за обстоятельства непреодолимой силы.
Предложение: платить за ожидание
В Общественной палате России считают, что несправедливо перекладывать последствия таких задержек на пассажиров. Люди не виноваты в том, что оказались в эпицентре внештатной ситуации. Значит, они должны иметь право хотя бы на частичное возмещение затрат — тем более если речь идёт о длительном ожидании, которое может достигать нескольких часов.
"Да, безопасность важна. Но и комфорт пассажиров — не на последнем месте. Мы считаем, что должна быть чёткая норма, согласно которой, при задержке рейса по причинам, не зависящим от пассажира, он получает компенсацию", — подчеркнули авторы инициативы.
Почему это важно
Если предложение будет поддержано, это может стать первым шагом к созданию более справедливой системы прав пассажиров в России. Сейчас у нас действует лишь минимальный перечень компенсаций: вода, питание и, в редких случаях, гостиница. А если причина — "Ковёр", то даже эти базовые меры могут быть сняты.
Для сравнения: в странах ЕС пассажир при задержке более трёх часов может получить до 600 евро, независимо от причины, если только речь не идёт о погоде или забастовке. В России подобных стандартов пока нет.
Возможные изменения в будущем
Пока предложение находится на стадии обсуждения, но внимание к теме уже растёт. Особенно с учётом того, что за последние годы количество чрезвычайных посадок и экстренных ситуаций в российских аэропортах увеличилось. Всё больше лайнеров, особенно на внутренних рейсах, эксплуатируются в условиях стареющего парка, а это значит, что вероятность срабатывания плана "Ковёр" остаётся высокой.
Если новая инициатива будет принята, её внедрение может занять до двух лет. Но главное — начать разговор. Ведь права пассажиров не менее важны, чем логистика и расписания.
Подписывайтесь на Экосевер