
Текст — от нейросети, идея — от студента: как меняются дипломы
Что если часть рутинной работы при написании диплома можно делегировать машине, а самому сосредоточиться на сути и смысле? Сегодня это уже не теория, а реальная практика: целый ряд российских вузов разрешил своим студентам использовать нейросети при подготовке выпускных квалификационных работ.
Инициатива стала частью образовательного проекта "Яндекса", стартовавшего в 2024 году в НИУ ВШЭ. Тогда студенты впервые применили нейросеть YandexGPT при написании дипломов. В 2025-м к ним присоединились еще 10 крупных университетов, включая ИТМО, УрФУ, СКФУ, КФУ, ТюмГУ, НГТУ, ТГУ, ННГУ, СибГМУ и Университет Правительства Москвы.
Не замена, а усиление мышления
Поддержка инициативы со стороны руководства вузов не случайна. По словам декана факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Андрея Анфиногенова, "искусственный интеллект не заменяет гуманитарное мышление, а усиливает его".
"Выпускники потратили меньше времени на рутину и больше — на креативные решения, что критически важно для будущих управленцев и инноваторов", — подчеркнул он.
Эту позицию разделяет и врио ректора УрФУ Илья Обабков. Он считает искусственный интеллект "новой и перспективной технологией, которую безусловно стоит понимать и применять".
Больше фокуса на сути
На практике ИИ помогает студентам собирать и анализировать информацию, структурировать материал, оформлять ссылки, а также корректировать стилистические недочеты. При этом ключевая мысль, авторская интерпретация и защита по-прежнему остаются за студентом — машина может сгенерировать текст, но не заменит мышления.
"Мы не говорим о замене авторства. Речь идёт о повышении качества проработки, глубины анализа и экономии времени на техническую работу", — объясняют в "Яндекс Образовании".
Интересно, что по данным ВШЭ, студенты, которые пользовались ИИ, в среднем тратили на подготовку диплома на 25% меньше времени, но их работы получили более высокие оценки за структуру и оригинальность.
Что это меняет для образования
Проект охватил более 500 студентов разных специальностей, от IT и управления до лингвистики и юриспруденции. Это показывает, что нейросети могут быть полезны не только техническим направлениям. В гуманитарной среде ИИ стал дополнительным инструментом для формирования более точных и логичных аргументов.
Также, как отмечают эксперты, уже сейчас нужно формировать этическую базу: когда и как допустимо использовать ИИ, как оформлять такие источники, как отличать помощь от плагиата. Некоторые вузы начали вводить отдельные модули, посвящённые цифровой грамотности и взаимодействию с нейросетями.
Подписывайтесь на Экосевер