Школьный буллинг и конфликты: как понять, что происходит в классе
Исследования показали, что большинство школьных конфликтов происходят именно в пятом и седьмом классах. Эти годы — время больших перемен и, как выяснила психолог Екатерина Пастухова из МГППУ, они зачастую становятся пиками для конфликтности среди детей. Почему именно в этих возрастных группах учащихся возникают самые острые проблемы и как это влияет на школьную атмосферу?
Переходный период и гормональные изменения
Согласно исследованиям, проведённым на базе Школьных служб примирения (ШСП), основное количество конфликтов среди школьников приходится на период с третьего по седьмой классы. В эти годы учащиеся проходят через множество изменений: переход из начальной в среднюю школу, гормональная перестройка организма и стремление к социальной адаптации. Все эти факторы могут вызывать эмоциональную нестабильность, что, в свою очередь, ведёт к усилению конфликтов в коллективе.
Психолог Екатерина Пастухова отмечает, что особенно важно обратить внимание на пятые и седьмые классы, где наблюдается рост агрессии и эмоционального напряжения. В эти годы дети начинают искать свою идентичность, что часто приводит к соперничеству, раздражению и даже насилию.
Конфликты и буллинг: что стало чаще?
Школьные службы примирения, которые уже более 15 лет помогают разрешать конфликты в московских школах, ежедневно сталкиваются с различными формами насилия и агрессии. Результаты опросов и анализа 2600 чек-листов показывают, что наиболее распространёнными являются следующие виды конфликтов:
- 
физическая агрессия;
 - 
оскорбления и ложные обвинения;
 - 
кражи и порча личных вещей;
 - 
исключение из социальных групп и разрушение дружбы;
 - 
кибербуллинг (угрозы, травля в чатах, публикации компрометирующих материалов).
 
Особое внимание стоит уделить кибербуллингу, который с каждым годом становится всё более актуальной проблемой среди подростков. Современные дети используют интернет не только для общения, но и для того, чтобы издеваться и унижать других. Так, угрозы и травля в чатах становятся такими же распространёнными, как и физическое насилие в школе.
Роль социальных сетей в школьных конфликтах
Одной из главных причин усиления школьных конфликтов, по мнению психологов, является влияние социальных сетей. Дети, накапливающие негативные эмоции, могут использовать интернет для того, чтобы отомстить обидчику. Это приводит к ещё большему отчуждению и напряжению между учащимися. Важно отметить, что классический вариант буллинга с ярко выраженным агрессором и жертвой встречается всё реже. Часто роли в школьных конфликтах меняются, и те дети, кто раньше был агрессором, могут стать жертвой.
Поддержка со стороны учителей и родителей
Не менее важным моментом является роль взрослых в разрешении школьных конфликтов. Школьные службы примирения отмечают, что успешное разрешение конфликтов невозможно без активного вмешательства учителей и родителей. Важно, чтобы дети понимали, что агрессия и насилие не решат их проблемы, и научились находить мирные способы разрешения споров.
Также необходима постоянная работа по воспитанию эмпатии, уважения и способности к самоанализу. Это поможет школьникам избежать многих ситуаций, которые приводят к эмоциональной нестабильности и агрессии. Важно, чтобы и дети, и взрослые осознавали, что борьба за социальное признание и признание в классе не должна идти через насилие и травлю.
Подписывайтесь на Экосевер