
Мигранты из экзотических стран: как в Россию хлынул поток рабочих из Кении и Камеруна
Рынок труда в России активно меняется, и одно из наиболее ярких изменений — расширение географии рекрутинга. Работодатели все чаще обращают внимание на трудовых мигрантов из экзотических стран, таких как Кения, Камерун и Бангладеш. Чем обусловлены такие перемены, и что стоит за решением Госдумы освободить мигрантов, работающих по правительственной квоте, от сдачи экзамена по русскому языку?
Почему мигранты из дальнего зарубежья — это новое явление?
По данным последних исследований, число иностранных работников из стран дальнего зарубежья, включая Китай, Индию, Вьетнам и Туркменистан, растет. Это заметная перемена на российском рынке труда, которая была вызвана изменениями в миграционном законодательстве, касающемся безвизовых стран. В отличие от гастарбайтеров из бывших советских республик, с которыми работодатель сталкивается с определенными трудностями, мигранты из дальних стран порой оказываются проще в работе. Для них квота является "гарантией" стабильности, так как они прикрепляются к определенному предприятию и не могут просто так сменить место работы.
Зачем же Госдума приняла закон, освобождающий трудовых мигрантов от экзаменов по русскому языку? По сути, это облегчает привлечение работников в те сферы, где есть явный дефицит кадров. А для работодателей это выгодно, так как такая квота позволяет легально и быстро привлекать трудовых мигрантов, которые, в свою очередь, могут работать в определенной сфере и на определенных условиях.
Плюсы и минусы работы с "визовыми" мигрантами
Работа с гастарбайтерами из стран с визовым режимом становится проще по нескольким причинам. Во-первых, процесс трудоустройства и оформление всех необходимых документов гораздо более прозрачен и регламентирован, чем с мигрантами из постсоветских стран. Рабочие из дальнего зарубежья прикрепляются к конкретному предприятию, и на протяжении срока действия контракта (если он не продлевается) они обязаны покинуть страну.
Также, как показывает практика, незнание русского языка у таких мигрантов не всегда является проблемой. Например, рабочие из Вьетнама или Бангладеш могут общаться через бригадиров, которые знают русский язык. Это минимизирует вероятность возникновения каких-либо недоразумений. Более того, знание языка и отсутствие глубоких социальных связей в России не позволяет этим мигрантам "раствориться" в обществе и создает больше контроля над ситуацией. Важно, что такие рабочие не тянут за собой семьи, что также упрощает процесс.
Растущий интерес к мигрантам из экзотических стран
Последние несколько лет наблюдается заметный рост интереса к рабочей силе из стран, с которыми раньше Россия не имела тесных экономических связей. Работодатели все чаще обращаются к мигрантам из Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Например, за два года количество запросов на работников из Кении увеличилось в 39 раз! Причины кроются в ряде факторов: англоязычные рабочие (в Кении английский — второй официальный язык) могут быстрее адаптироваться, а работодатель получает квалифицированных специалистов за приемлемую цену.
Гастарбайтеры из таких стран, как Камерун, Зимбабве и Замбия, востребованы в различных отраслях, от сельского хозяйства до гостиничного бизнеса. При этом работодатель вряд ли столкнется с такими трудностями, как с мигрантами из стран СНГ, с которыми могут возникать проблемы с документами и возможные рейды силовиков на предмет нелегалов. Страны из дальнего зарубежья порой кажутся менее проблемными, что способствует их популярности.
География гастарбайтеров: новые горизонты
Тенденция к привлечению работников из дальнего зарубежья вряд ли остановится в ближайшее время. Россия продолжает развивать сотрудничество с такими странами, как Китай, Индия, Туркмения, Вьетнам, а также активно привлекает рабочую силу из Бангладеш и Таиланда. Эти рабочие востребованы прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, гостиничном бизнесе и даже в области IT.
Минтруд России на 2025 год выделил более 230 тыс. квот на привлечение "визовых" мигрантов. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Однако, несмотря на это, в Госдуме возникли вопросы по поводу увеличения квот. Спикер Вячеслав Володин отметил, что в прошлом году квоты использовались всего на 65%. Почему же решение было принято?
Преимущества и вызовы
Одним из основных преимуществ работы с мигрантами из дальнего зарубежья является возможность быстрого закрытия дефицита рабочей силы. К тому же с ними легче работать в плане документов и контрактов. Работодатель имеет чёткое представление о сроках работы и обязанностях иностранных работников. Для мигрантов также есть свои плюсы: они получают стабильную работу в России, а условия для жизни более предсказуемы, чем в их родных странах.
Тем не менее, в некоторых случаях такие мигранты могут стать источником социальных проблем, если не будут правильно адаптированы в обществе. Однако сейчас Россия старается минимизировать эти риски, поддерживая прозрачные и регулируемые условия для таких работников.
Заключение
Так или иначе, будущее российского рынка труда будет зависеть от того, как эффективно будет развиваться система привлечения мигрантов из дальнего зарубежья. Эти изменения в миграционном законодательстве, включая упрощение правил для квотированных рабочих, вероятно, приведут к дальнейшему расширению географии рекрутинга. Интерес к рабочим из экзотических стран не угасает, и все больше работодателей ищут новых работников в местах, которые ранее казались малодоступными для российских предприятий.
Подписывайтесь на Экосевер