
Возраст — не только цифра: МВД займётся пожилыми водителями
С возрастом приходит опыт, но, как показывают данные, не всегда — безопасность. МВД России предлагает пересмотреть подход к допуску граждан старше 60 лет к вождению. Поводом для такого предложения стали статистические наблюдения: пожилые водители всё чаще оказываются виновниками дорожно-транспортных происшествий.
Пожилые за рулём — под особым контролем
Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы проекта будущих изменений, граждане в возрасте 60+ чаще попадают в аварии по собственной вине, чем представители других возрастных категорий. Эта особенность, по мнению специалистов, требует внимания — не в виде ограничений, а через более точечный контроль и усовершенствование механизмов оценки пригодности к управлению.
"К 2030 году необходимо выстроить более совершенную систему проверки способности пожилых граждан безопасно управлять автомобилем", — говорится в предложениях МВД.
Что планируют изменить
Сейчас медосмотр для получения или продления водительского удостоверения единый для всех возрастов. Но в проекте рассматривается идея ужесточения требований к возрастным водителям — возможно, через дополнительное тестирование, чаще проводимую медкомиссию, или расширение списка обязательных обследований.
По данным ГИБДД, в 2024 году каждый десятый виновник ДТП в стране был старше 60 лет. При этом с каждым годом доля водителей этой возрастной группы на дорогах растёт — не только из-за демографических изменений, но и благодаря улучшению уровня жизни, доступности автомобилей и увеличению пенсионного возраста.
Проблема — в реакции и зрении
Медики подчёркивают, что у пожилых людей снижается скорость реакции, ухудшается зрение, появляется ряд хронических заболеваний, влияющих на способность безопасно водить. И даже при высоком водительском стаже и осторожности, физиология берёт своё.
Психологи добавляют: пожилые нередко переоценивают свои силы и привыкают к устаревшим дорожным условиям, что становится фактором риска в новых реалиях — например, в условиях плотного городского трафика, с расширением цифровых интерфейсов в автомобилях и сложных развязок.
Кто уже пошёл этим путём
Некоторые страны уже ввели возрастные ограничения или дополнительные требования. Например:
-
В Японии водители старше 75 лет обязаны проходить специальные экзамены на когнитивные функции.
-
В Финляндии после 70 лет необходимо предоставлять справки от врачей каждые два года.
-
В Германии действует добровольная проверка, но власти обсуждают ужесточение.
Россия может пойти по пути "умного фильтра" — не запрета, а адаптации условий допуска, при этом сохранив права активных и здоровых пенсионеров.
Как это повлияет на рынок
Если новые нормы будут утверждены, они могут повлиять как на систему автошкол, так и на медучреждения. Ожидается, что возрастёт спрос на специализированные программы подготовки и адаптационные тренинги. Кроме того, страховщики могут начать учитывать возраст и новые тесты при формировании тарифов ОСАГО.
Подписывайтесь на Экосевер