
Баба-Яга – не ведьма: кто на самом деле находился в избушке на курьих ножках
Прыгает, бегает, поворачивается к лесу задом, а к тебе передом. Кто она? Что она? Почему стоит на куриных ногах и окружена черепами? Образ избушки Бабы-Яги наводит страх с детства, но на самом деле он гораздо глубже и тревожнее, чем может показаться на первый взгляд.
Современному читателю сказка кажется либо бредовой фантазией, либо плодом галлюциногенного опыта. Но древние образы никогда не бывают случайны. И у этой избушки — очень конкретное и реальное прошлое.
Покойница на печи: что на самом деле делает Баба-Яга в своей избушке
Первое, что должно насторожить — жилище Яги слишком тесное. Она лежит на печи, не встаёт, «носом в потолок вросла» и не выходит наружу. Вся активность Бабы-Яги — голос, советы, попытки съесть кого-то — происходит изнутри её дома, из замкнутого пространства.
Эти мотивы — слепота, неподвижность, костяная нога — не признаки ведьмы, а черты мертвеца. Яга не живёт в избушке. Она в ней — похоронена.
Гроб с ножками: зачем куриные лапы мертвецу
Но тогда главный вопрос: если это гроб, зачем ему ноги? И почему именно куриные? Ответ находим в археологии и этнографии.
Наши предки — языческие славяне — действительно хоронили умерших в деревянных домиках-домовинах. Такие «избы» ставились на высокие пни или срезанные деревья, чтобы звери не растащили тело. Снаружи их часто украшали вырезанными символами или «глазами», через которые можно было «поговорить» с умершим.
Куриные ноги — метафора этих пней, которые визуально напоминали лапы. А порой — и буквальное обозначение опоры в форме загнутых коряг.
Мёртвое жилище и забор из костей: всё логично
Вокруг избушки — забор из человеческих костей, с черепами на кольях. Это не устрашающая декорация, а прямая отсылка к языческим захоронениям, где территории умерших отделяли от живых. Черепа — не страшилки, а границы между мирами.
Именно поэтому избушка не бегает, не участвует в погонях. Баба-Яга всегда посылает других — птиц, духов, ведь она связана с местом своей смерти, с домом, который теперь стал ей могилой.
Следы на Русском Севере и даже на Аляске
Удивительно, но подобные домовины до сих пор можно увидеть. Особенно — в Карелии, Архангельской области, у старообрядцев Русского Севера. Сегодня они — кладбищенские надгробия, украшенные крестами, но их форма почти не изменилась за тысячелетие.
Более того, аборигены Аляски переняли эту традицию у русских — но раскрашивают домовины в родовые цвета, добавляя местную символику.
Баба-Яга — не ведьма, а страж границы
Сказочная избушка на курьих ножках — не фантазия, не глюк и не бред фольклора, а древнее воспоминание о смерти и переходе. Это гроб-порог, дом-проводник в потустороннее. А Баба-Яга — не коварная бабка с метлой, а стражница между мирами. Пугающая, но справедливая.
Подписывайтесь на Экосевер