
Учитель с татуировкой и скейтом: как меняется лицо российской школы
Можно ли быть современным учителем, если у тебя татуировки на руках, ты слушаешь рэп и катаешься на скейте? А если у тебя миллион подписчиков в YouTube и ты не преподаешь по ГОСТу? Ответ — можно. Причем не просто быть, а быть успешным.
"А вы на лице тату делать не думали?"
Когда в класс заходит новый педагог, дети чаще всего первым делом обращают внимание вовсе не на тему урока. Их взгляд цепляется за татуировки на руках. "Сначала долго смотрят, перешептываются, потом самые смелые подходят и спрашивают: больно ли это? А что это значит?" — вспоминает учительница русского языка и литературы.
У неё татуировки на обеих руках. Одну можно скрыть рукавом, но привычка закатывать рукава во время эмоционального рассказа быстро всё выдала. "Первую я набила в 18 лет — апельсин-глаз из "Заводного апельсина", сама рисовала. Вторая — японский арт, человек под луной. Для меня это про движение к идеалу".
Старшие коллеги долго не замечали, а потом кто-то пошутил: "А почему не на лице?" — но это, по её словам, выглядело неловко уже для самого спрашивающего. "Потому что это не про бунт — это часть меня".
Аниме, рейвы и разговоры по душам
Учительница не скрывает своих интересов. Любит аниме с подросткового возраста, и ученики это знают. "Мне дарили фигурки, значки, обсуждали со мной сериалы. Это не делает меня менее профессиональной". Она слушает рэп, ходит на рейвы и иногда встречает там своих учеников — в клубной атмосфере и при полной трезвости: "Я не пью, поэтому никакой неловкости. Все мы люди".
Даже кататься на скейте она начала уже во время преподавания — пришлось приостановить только из-за травмы. "Люблю натальные карты, астрологию. С детьми обсуждаем и это. И да, я пишу книгу".
"Ты не понимаешь, как работать — у тебя же нет детей"
Родители? Большинство — лояльны. Хотя однажды одна из мамочек сказала: "У вас своих детей нет — вы не понимаете, как работать". На это учительница ответила: "Ну тогда, чтобы быть судьёй, надо сначала посидеть в тюрьме?"
Она не заканчивала педагогический вуз — просто любила читать и пошла на филфак. "На практике в школе поняла — хочу остаться. С 2020 года не делала перерывов. Было и выгорание, и усталость. Но я поняла — школа не должна съедать человека".
Сегодня она убеждена: "Важно говорить "нет", не принимать всё близко к сердцу. Дети — это просто дети. Они не могут тебя унизить, если ты в себе уверен". И главное — не становиться "другом" ученику, это размывает границы. "Мы из разных социальных миров".
Урок как спектакль, а учитель — как режиссёр
"В моей школе каждый день — как сцена. Программа одна, но каждый день — новый спектакль. Ты меняешь маски, роли, подаешь материал по-разному". Когда в 10-м классе они начали читать "Войну и мир", первым делом она раздала тесты: на кого из героев ты похож? "Если тебе не нравится результат — вот тебе повод меняться".
Учебные стандарты, говорит она, часто далеки от реальности. "ГОСТы — это невозможно. Нужно давать педагогам креативить. Не повторять одно и то же, а искать живую искру".
Она бы сократила количество детей в классах — чтобы был шанс на живое общение. И дала бы учителям больше свободы быть собой. "Школа — это работа. Она не должна поглощать тебя целиком. Если ты уверен в себе, всё станет легче".
Математик с миллионом подписчиков
У 55-летнего учителя математики Петра Земскова на YouTube — 1 миллион 250 тысяч подписчиков. "У Киркорова столько нет! У кандидатов наук из Москвы — нет! А я — обычный мужик из Челябинска, с нагрузкой 48 часов в неделю".
Он говорит, что видео снимает вовсе не ради славы: "Я репетирую урок. А кто ещё так готовится? Максимум — пишут конспект. А ведь вести урок — это почти как выступать на сцене".
Своим примером он хочет вдохновить молодых: "Если я, косноязычный дядька с Урала, могу — то и вы сможете".
Подписывайтесь на Экосевер