
Гвоздь в череп вбивали из уважения: археологи раскрыли тайну жуткого ритуала
Отрубленная голова с вбитым в неё железным гвоздём — зрелище, способное шокировать даже сегодня. А для древних иберийских народов это был ритуал. Но зачем? Чтобы запугать врага? Воздать честь павшему? Или сказать что-то гораздо более тонкое? Новое исследование проливает свет на одну из самых мрачных загадок доисторической Европы.
Когда смерть становилась символом
Обряд обезглавливания с последующим пробиванием черепа — практика железного века на Пиренейском полуострове. Археологи находили такие черепа с явными отверстиями от гвоздей, а иногда — с самими гвоздями, всё ещё вонзёнными в кость. Это был не единичный случай, а распространённый, хотя и не повсеместный ритуал, зафиксированный в регионах Улластрет и Пуиг-Кастельяр.
И именно в этих местах команда из Автономного университета Барселоны решила разобраться, что стоит за страшной формой погребального обряда.
Не один ритуал, а целый спектр
Исследование показало: не существовало единого смысла у этого обряда. На разных территориях он выполнялся по-разному — и имел разные цели.
"Это не просто трофеи, и не только способ прославить павших. Это отражение культурного многообразия региона", — объясняет археолог Рубен де ла Фуэнте-Сеоане.
Одни черепа могли быть военными трофеями, символизирующими победу. Другие — почитаемыми останками, предназначенными для ритуального поклонения.
Как они это выяснили?
Команда исследователей провела биоархеологический и изотопный анализ семи черепов, найденных на упомянутых стоянках. Все они относятся к последнему тысячелетию до нашей эры и принадлежали мужчинам. Особенно важно было выяснить, местные ли это жители или чужаки.
"Если это враги — они должны быть неместными. Если уважаемые члены сообщества — напротив, местными", — отмечает де ла Фуэнте-Сеоане.
Результаты анализа оказались неоднозначными. Некоторые черепа принадлежали людям, родившимся в том же регионе. Другие, возможно, пришли извне. Это лишь подтверждает: обряд не имел универсального объяснения.
Исторические параллели: галлы, наёмники и ритуалы
Наблюдения археологов находят подтверждение в античных текстах. Греческие и римские авторы писали, что галлы в Южной Франции отрезали головы врагам и хранили их в специальных ящиках. А иберийские наёмники насаживали головы побеждённых на копья и несли их как трофеи в бой.
"Это не жестокость ради жестокости. Это — символ, культурный код, религиозный жест", — подчёркивают исследователи.
Не ритуал смерти, а продолжение жизни?
Самое неожиданное открытие заключается в том, что череп с гвоздём — это не обязательно знак презрения или устрашения. В некоторых случаях это мог быть ритуал, позволяющий умершему остаться среди живых — буквально заякоренным в материальном мире.
Эта практика может быть частью ритуальной топографии, в которой голова становилась центром сакрального пространства. Такие черепа выставляли на площади, в святилищах или у входов в поселения — как маркеры памяти, силы или защиты.
Подписывайтесь на Экосевер