Необычные музеи
Необычные музеи
Карина Панкращенко Опубликована сегодня в 10:07

Математика в музее, зоология в зоопарке: школьников учат по-новому

В Москве школьники всё чаще учатся не за партами, а среди экспонатов. И речь не о разовых экскурсиях, а о полноценной альтернативе привычному уроку. В прошедшем учебном году более 108 тысяч юных москвичей приняли участие в проекте "Учебный день в музее", который стал частью обновлённого национального проекта "Молодёжь и дети".

Идея проста и гениальна: школьники с 1 по 11 класс изучают учебную программу не в школе, а в музеях, зоопарках и культурных учреждениях Москвы, где проходят интерактивные уроки по всем основным предметам. Учащиеся не просто слушают лекции — они решают задачи, анализируют экспонаты, заполняют рабочие листы и, главное, видят знания в действии.

От Гагарина до хронологии "Союз — Аполлон"

Всего в течение года дети посетили около 4 200 занятий, охватывающих более 250 авторских музейных уроков. Более 110 из них можно пройти в онлайн-формате, что особенно удобно для школ, которые не могут организовать выезд.

Вот лишь один пример: на уроке математики в Музее космонавтики четвероклассники разбирают маршрут возвращения Юрия Гагарина на Землю. Они вычисляют километраж, сравнивают данные полёта, строят временные диаграммы. А ещё анализируют инфографику космической программы "Союз — Аполлон", чтобы выстроить точную хронологию полётов.

Что входит в проект

Проект "Учебный день в музее" объединяет более 40 площадок — от государственных и федеральных до частных. Среди самых популярных мест у школьников:

  • Московский зоопарк, где биологию и экологию изучают в прямом контакте с животными.

  • Музей-заповедник "Царицыно", где история превращается в прогулку по усадьбе с разбором архитектурных деталей XVIII века.

  • Государственный музей спорта и Музей обороны Москвы, где физическая культура и история оживают в воображении детей.

"Проект "Учебный день в музее" позволяет ученикам 1-11-х классов посещать познавательные уроки в учреждениях культуры, где они изучают школьные предметы и выполняют различные задания. Такой формат помогает лучше усваивать материал и тренировать исследовательские навыки", — объясняют в пресс-службе Департамента образования и науки Москвы.

Не просто экскурсия, а урок с результатом

Учеба в музеях развивает не только знания, но и мышление. Когда школьник держит в руках экспонат, а не просто смотрит на картинку в учебнике — материал запоминается надолго. Формат также помогает раскрывать творческие и исследовательские способности.

Проект охватывает все ключевые школьные предметы:

  • математику,

  • физику,

  • историю,

  • географию,

  • биологию и др.

При этом важна не только академическая польза — дети учатся работать в команде, развивают внимание и критическое мышление.

Как "Молодёжь и дети" меняет школу

"Учебный день в музее" — это часть масштабного нацпроекта "Молодёжь и дети", который с 2025 года реализуется в обновлённом виде по решению Президента России. Его ключевые направления:

  • строительство и капитальный ремонт школ,

  • разработка новых образовательных методик,

  • повышение квалификации педагогов,

  • создание сети университетских кампусов мирового уровня,

  • поддержка вузов по программе "Приоритет 2030".

Цель проекта — раскрытие талантов и самореализация молодёжи, а не просто модернизация системы образования.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Почему отмена ЕГЭ невозможна: мнение экспертов и властей сегодня в 12:25

Выпускникам 2026 года не стоит волноваться: ЕГЭ останется. Почему формат считают объективным, кто его пытался отменить, и что ответили в Рособрнадзоре?

Читать полностью »
Школа по нормативу: с сентября вводятся новые правила для всех предметов сегодня в 12:11

С 1 сентября в школах вводятся единые стандарты по изучению предметов. Что изменится в нагрузке учеников и учителей — и зачем это нужно системе?

Читать полностью »
Детская ревность: почему это нормально и как помочь ребёнку пройти через неё сегодня в 11:51

Ревность — это не «плохо». Это эмоциональный отклик на изменения, которые ребёнок ещё не умеет переработать иначе. Самое важное, что может сделать взрослый — это видеть чувство, называть его, принимать. И быть рядом.

Читать полностью »
Три способа спасти страну от демографической зимы — один из них до сих пор под запретом сегодня в 11:40

Россия сталкивается с демографической «зимой». Что предлагают в качестве решения: налоговые послабления, маткапитал или легализация табуированной темы?

Читать полностью »
Самооценка — это не похвала, а ощущение «со мной всё в порядке» сегодня в 10:44

Каждая фраза, взгляд, реакция взрослого — как кирпичик в фундамент самооценки ребёнка. Мы можем не придавать значения словам «да ты просто ленишься» или «молодец, наконец-то сделал как надо», но для ребёнка это зеркало, в котором он учится видеть себя. В этой заметке — о том, как мы формируем самооценку ребёнка каждый день, даже не замечая этого, и как сделать этот процесс бережным и поддерживающим.

Читать полностью »
Почему баллы ЕГЭ по русскому резко упали: объяснение Рособрнадзора сегодня в 10:44

Средний балл ЕГЭ по русскому и обществознанию резко упал. Почему так произошло, что изменилось в заданиях и как теперь готовиться к экзамену — в материале.

Читать полностью »
Ребёнок не должен быть посередине: как не втягивать в развод сегодня в 9:39

Для ребёнка развод родителей — это не «просто событие», а перемена, затрагивающая всё: дом, быт, отношения, уверенность в завтрашнем дне. И как пройдёт этот этап — во многом зависит от взрослых. В этой заметке — о том, как говорить с ребёнком о разводе, как помочь ему адаптироваться и сохранить чувство безопасности, даже если семья меняется.

Читать полностью »
Играем в семью: новая стратегия воспитания или старая догма? сегодня в 8:59

В Мордовии девочек учат материнству с трёх лет — через игру. Что стоит за программой "Тонкая материя", и почему она вызывает споры среди родителей и экспертов?

Читать полностью »