
5 причин «трудного» поведения, о которых часто не догадываются взрослые
Каждое поведение ребёнка — это язык. И даже если оно неудобное, громкое, упрямое или вызывающее, оно всегда о чём-то говорит. Особенно если подобные эпизоды повторяются. Часто за внешне "плохим" поведением прячется совсем не злая воля, а эмоциональное напряжение, с которым ребёнок не умеет справляться иначе.
Что может стоять за "плохим" поведением
1. Усталость
Когда у ребёнка на исходе ресурсы, он не может "взять себя в руки" — у него ещё просто не развита система саморегуляции.
Признаки: капризы без повода, вспышки агрессии, слёзы, беспокойство к вечеру.
Что помогает: сокращение стимулов, отдых, тишина, рутина (одинаковый режим).
2. Переутомление от впечатлений
Даже позитивные события — гости, праздники, шумные прогулки — могут перегрузить нервную систему.
Как проявляется: перевозбуждение, "бесится", "неуправляемый", смеётся и тут же плачет.
Что помогает: заземление — тишина, тактильный контакт, ванна, спокойные ритуалы.
3. Поиск контакта и внимания
Когда ребёнку не хватает эмоционального включения, он может "провоцировать", чтобы быть замеченным.
Важно помнить: негативное внимание — тоже внимание.
Что помогает: выделять хотя бы 10-15 минут в день на неделимое "внимание только тебе", без телефонов и отвлечений.
4. Тревожность
Дети, у которых внутри много напряжения и неопределённости, часто становятся "трудными". Они ведут себя импульсивно, спорят, прячутся или наоборот — шумят.
Что помогает: стабильность, предсказуемость, проговаривание планов и чувств, "я рядом" вместо "что с тобой не так".
5. Недостаток свободы
Если ребёнка постоянно контролируют, поправляют и направляют, он может протестовать — даже неосознанно.
Как это выглядит: сопротивление, игнор, медлительность, сарказм (у подростков).
Что помогает: выбор (из двух вариантов), уважение к ритму, участие в решениях.
Как понять, что это не просто "характер" или "манипуляция"
Поведение повторяется в одних и тех же ситуациях (после сада, в конце дня, после гостей)
Ребёнок срывается на близких, "ведёт себя хуже" дома — потому что это безопасное место
Поведение резко меняется после отдыха, еды, телесного контакта
Что делать родителю
Задавай вопрос: "Что стоит за этим поведением? Чего не хватает?"
Смотри на день ребёнка в целом: сколько было нагрузки, контакта, времени на себя
Помни, что "плохое поведение" — это форма выражения чувств, с которыми ребёнок не справляется иначе
Ребёнок не манипулирует — он сигналит. И если мы смотрим глубже внешней реакции, становится проще не срываться, а помочь. Не всегда сразу, не всегда идеально — но с пониманием. Потому что за криком, истерикой или протестом часто стоит простой вопрос: "Ты рядом? Я важен? Мне можно быть собой?"
Подписывайтесь на Экосевер