
На ПМЭФ обсудили будущее образования — и оно звучит пугающе
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2025 года Герман Греф и Дмитрий Григоренко подняли вопрос о рисках, связанных с активным использованием искусственного интеллекта (ИИ) детьми.
Греф: "Мы рискуем научить детей не думать"
На Петербургском международном экономическом форуме Герман Греф признался: он почти полностью перешёл на искусственный интеллект в повседневной жизни и давно не пользуется поисковиками.
"Мне сложно сказать, где я не использую это. Поисковиками я перестал пользоваться давно. Это — быстрее и удобнее", — отметил глава Сбербанка.
"Проблема в том, как бы нам не разучиться думать и как нам перестроить процесс образования так, чтобы наши дети не разучились считать, писать и решать элементарные задачки. И, честно сказать, мы сильно опаздываем с этим", — добавил он.
По словам Грефа, с приходом ИИ дети всё чаще перестают учиться "в лоб" — и это уже не вопрос будущего, а настоящего.
Вице-премьер: "Я борюсь с этим дома — и проигрываю"
Вице-премьер Дмитрий Григоренко поделился, что даже дома не может отучить своего ребёнка использовать нейросети для учёбы:
"Я борюсь, чтобы он не использовал ИИ для решения задач и сдачи сессии. Пока я проигрываю", — признался он.
Схожая ситуация — у депутата Госдумы Владислава Даванкова. Он рассказал, что его сын делает задания с помощью нейросети DeepSeek, а он сам использует ChatGPT, чтобы проверить результаты.
"Я уже три года говорю, что те домашние задания, которые есть сейчас, нужно либо отменить, либо переделать. Нужны совершенно другие задания, которые помогали бы детям думать", — заявил депутат.
Что происходит в школах и семьях
Искусственный интеллект стал повседневным инструментом — не только для работы, но и для учёбы. Чат-боты вроде ChatGPT или DeepSeek решают примеры, пишут сочинения, подбирают формулировки. Но с этим пришли новые риски:
Проблемы:
-
Дети теряют базовые навыки счёта и письма.
-
Критическое мышление притупляется.
-
Система образования перегружена — учителя не успевают адаптироваться.
Возможные решения:
-
Обновление школьных программ: больше заданий на логику и креатив.
-
Введение уроков по алгоритмическому мышлению и цифровой гигиене.
-
Аттестации без доступа к ИИ, чтобы оценить реальные знания.
Практики, которые помогут:
-
Комбинирование "ручного" решения и задач с использованием ИИ.
-
Упор на групповую проектную работу, где ИИ — помощник, а не замена.
-
Тренинги для родителей и учителей по грамотному использованию технологий.
Путин: ИИ должен работать на оборону, экономику и образование
Ранее президент Владимир Путин подчёркивал, что развитие нейросетей должно усиливать экономику, госуправление, науку и оборону. Но в реальности ИИ уже меняет жизни школьников, которым проще задать вопрос в чат, чем учиться — и это тревожный сигнал для всей образовательной системы.
Что делать дальше
Сейчас важно не запретить ИИ, а научить детей использовать его правильно — не вместо ума, а вместе с ним. Время действовать, уверены участники ПМЭФ, пришло уже давно.
Подписывайтесь на Экосевер