
Школьные тесты оборачиваются ловушкой: мошенники используют неожиданный предлог
Телефонные мошенники начали звонить россиянам от лица школьных методистов и психологов. Главная цель — выманить информацию для получения доступа к "Госуслугам" и банковским счетам, сообщает РБК со ссылкой на заявление пресс-службы ВТБ.
Представьте: звонок с неизвестного номера, голос на том конце провода представляется школьным психологом и уверенно говорит о "необходимом тестировании" вашего ребёнка. Всё звучит официально, спокойно, убедительно — и именно в этом кроется опасность.
В последние месяцы в России зафиксирована новая волна телефонного мошенничества. Аферисты начали представляться сотрудниками школ, методистами или психологами и звонят родителям якобы по поводу "обязательной процедуры" — тестирования, составления характеристики или аттестации школьника. На деле это только предлог, чтобы выудить персональные данные и получить доступ к устройствам жертв.
Как действует схема
Звонящие сообщают о необходимости собрать информацию о ребёнке. Родителей просят предоставить личные данные, включая номер СНИЛС, данные паспорта, а иногда даже установить на смартфон "тестовое приложение". Оно и становится пропуском к банковским приложениям и аккаунтам на "Госуслугах".
При этом часто создаётся искусственное ощущение срочности. Мошенники используют официальные термины, чтобы сбить человека с толку и заставить действовать без раздумий.
"Они создают искусственное ощущение срочности, специально используют официальные термины вроде "государственная аттестация" или "характеристика ученика", чтобы вызвать доверие и помешать жертве трезво оценить ситуацию", — пояснил вице-президент ВТБ Дмитрий Ревякин.
Не только родители — в зоне риска все
Преступники звонят наугад, не зная, есть ли у абонента дети. Их цель — застать человека врасплох. Поэтому жертвой может стать кто угодно: молодой или пожилой, родитель или нет, из города или села.
Аналогичные схемы использовались и раньше. Например, были случаи, когда мошенники представлялись сотрудниками исследовательских организаций и пытались записать голос жертвы для создания дипфейков. Для этого достаточно всего 20 секунд аудиозаписи с разными интонациями.
"Чем длиннее получится запись, тем качественнее будет подделка. Ради естественного звучания дипфейка злоумышленники добавляют "эффекты плохой связи и фоновые шумы"", — рассказала заместитель директора по продуктам VisionLabs Татьяна Дешкина.
Ещё одна ловушка — вы сами звоните
Теперь преступники всё чаще провоцируют жертв перезванивать. Это снимает тревожность: раз вы сами инициировали контакт, значит, якобы всё под контролем. Но это только усиливает эффект обмана.
"Человек уверен, что сам вышел на контакт и, значит, всё безопасно. Но это ловушка", — подчёркивают в МВД России.
Также популярной становится схема с "помощью через демонстрацию экрана". Мошенники звонят от имени госслужб или даже начальников, убеждают жертву зарегистрироваться на стороннем ресурсе и включить демонстрацию экрана. Пока человек вводит коды восстановления — преступник получает полный доступ к его "Госуслугам".
Что делать, если вы стали жертвой
Ни в коем случае не передавайте по телефону личные данные и не устанавливайте сторонние приложения по просьбе незнакомцев. Если вы всё же стали жертвой — немедленно обращайтесь в полицию: 02 или 102 (с любого мобильного).
Злоумышленники продолжают адаптировать свои схемы, поэтому даже бдительные граждане могут оказаться в ловушке. Главное — сохранять спокойствие, не поддаваться давлению и проверять информацию через официальные источники.
Подписывайтесь на Экосевер