
Северный морской путь перерастает в транспортный мегапроект
Можно ли создать сквозной арктический маршрут от Санкт-Петербурга до Владивостока с единой логикой логистики, инфраструктуры и навигации? Ответ "да" всё увереннее звучит в кабинах ледоколов и кабинетах министерств. Россия готовит экономическую модель, которая должна превратить Северный морской путь (СМП) в каркас нового Трансарктического транспортного коридора — и сделать его реальной альтернативой традиционным маршрутам через Суэцкий канал.
Разработка модели идёт под кураторством "Росатома", который с 2018 года отвечает за развитие всей инфраструктуры Севморпути. В неё заложено два ключевых этапа: до 2030-2032 годов и с прицелом на 2040 год. Именно эти временные рамки станут базой для стратегического переосмысления СМП, превращающегося из регионального проекта в трансконтинентальный канал, связывающий северо-запад России, Арктику и Дальний Восток.
Первым этапом финансово-экономической модели станет развитие СМП до 2030-2032 годов. Второй этап предполагает перспективы до 2040 года, в этот период будет сформирована концепция караванной модели судоходства по расписанию с учетом появления восточной группировки ледоколов.
Новый взгляд на Севморпуть: не просто маршрут, а система
Ранее идея "Большого СМП" охватывала пространство от Санкт-Петербурга до Владивостока. Теперь же она получает новое название — Трансарктический транспортный коридор (ТТК), и вместе с ним — обновлённую стратегическую основу. По словам Панова, проект расширяет не только географию, но и смысл: ТТК больше не просто трасса, а комплексная логистическая система с едиными правилами.
Что именно включит в себя ТТК
Если базой ТТК выступает инфраструктура самого Севморпути, то ключевыми точками роста станут:
-
порты в Мурманске и Архангельске;
-
железнодорожные и автодорожные магистрали, связывающие арктические регионы;
-
восточные узлы — Приморье, Сахалин, Камчатка.
Финансово-экономическая модель ТТК будет разработана отдельно. В отличие от СМП, она охватывает не только морскую часть, но и перевалочную, портовую и подвозную инфраструктуру.
Кто будет оператором нового коридора?
Сейчас этот вопрос обсуждается. Как отметил Панов, законодательно за "Росатомом" закреплены 3 тысячи морских миль СМП — от Карских ворот до Берингова пролива. Но при этом важно, чтобы условия судоходства были едиными на всём протяжении коридора — от Балтики до Тихого океана. Такой подход позволит иностранным партнёрам лучше понимать "правила игры".
Что такое СМП сегодня?
Границы Северного морского пути определяются Кодексом торгового мореплавания — от архипелага Новая Земля до мыса Дежнёва. Грузопотоки по СМП делятся на три категории:
-
Внутренние — отгрузка из Обской Губы и Енисейского залива;
-
Каботажные — доставка грузов для снабжения арктических проектов и северный завоз;
-
Транзитные — суда, идущие через СМП между иностранными портами.
Важно понимать, что СМП на 30% короче маршрута из Европы в Азию через Суэцкий канал. Именно эта особенность делает его стратегически важным — особенно в условиях глобальных логистических сбоев.
Что ждёт СМП и ТТК к 2040 году
Ожидается, что к 2040 году:
-
будет внедрена караванная модель судоходства по расписанию;
-
сформируется восточная ледокольная группировка;
-
инфраструктура будет готова к круглогодичной навигации;
-
будет выстроен единый логистический механизм от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Росатом в этой структуре не только оператор ледокольного флота, но и координатор всей навигационной и инфраструктурной логики. На фоне растущего интереса зарубежных компаний к арктическому маршруту, проект приобретает всё более международный характер.
Подписывайтесь на Экосевер