
Суд Лондона обязал выплатить AerCap $1 млрд за застрявшие в России борта
Миллиард долларов — такую сумму обязаны выплатить западные страховщики ирландской компании AerCap за самолёты, застрявшие в России. Это решение принял Лондонский суд, рассматривая иски крупнейших в мире лизингодателей, лишившихся воздушных судов после начала ограничений на фоне геополитической напряжённости. Прецедентное дело может повлиять и на другие аналогичные иски, ведь речь идёт о десятках машин и миллиардах долларов.
Мировой суд для летающих активов
Как сообщили в юридической компании Herbert Smith Freehills Kramer, Лондонский суд обязал страховые компании выплатить 1,035 миллиарда долларов в пользу AerCap. Эта сумма составляет треть от запрашиваемых убытков. Решение касается страхового покрытия по так называемым "военным рискам".
Судья Кристофер Бутчер отметил: лизингодатели понесли убытки вследствие действий российского государства, а значит, страховщики обязаны компенсировать их в рамках существующих полисов. Он подчеркнул, что никакие санкции ЕС или США не могут служить препятствием для выплат.
"Никакие внешние ограничения не отменяют обязательства по страхованию", — отметил судья в своём решении.
Почему самолёты остались в России
Решение стало следствием событий начала 2022 года. Тогда Евросоюз запретил поставки самолётов, запчастей и услуг техобслуживания российским авиаперевозчикам. Вслед за этим Airbus и Boeing приостановили всю техподдержку в РФ.
Многие зарубежные лизингодатели начали требовать возврата воздушных судов, находившихся в аренде у российских компаний. Однако значительная часть этих самолётов так и не покинула страну, а российские авиакомпании продолжили их эксплуатировать. Только у AerCap в России осталось 116 самолётов, что сделало её крупнейшим пострадавшим лизингодателем.
Прецедент для других компаний
AerCap — не единственный участник дела. Другие пострадавшие, такие как Merx Aviation и Dubai Aerospace Enterprise, также добиваются компенсации, но их суммы пока не утверждены.
Кроме того, в очереди на компенсации находится и Carlyle Aviation, один из крупнейших лизингодателей в мире. Компания требует от страховых структур 700 миллионов долларов за 23 самолёта, оставшиеся в России. Эти машины были переданы в аренду таким перевозчикам, как NordStar, Azur Air, Utair и Ижавиа.
Что будет дальше
Хотя сумма в $1 млрд впечатляет, она всё же составляет лишь часть от общего объёма заявленных убытков. В случае AerCap общий ущерб от невозвращённых бортов оценивается в более 3,5 млрд долларов. И теперь, после решения Лондонского суда, перед страховщиками открывается перспектива многомиллиардных выплат другим лизингодателям.
Юристы считают, что решение может стать правовой основой для следующих исков — даже если речь идёт о судах в других юрисдикциях. Тем более что действия лизингодателей и последующий отказ России возвращать суда официально признаны судом как форс-мажор, подпадающий под страховое покрытие.
Фоном — страховой кризис
Ситуация также обострила дискуссию о страховании коммерческой авиации в зонах санкционных рисков. Мировой рынок страхования уже столкнулся с трудностями в переоценке авиационного риска, и теперь возможны изменения в условиях страхования лизинга, особенно для авиакомпаний из стран с нестабильной международной политической позицией.
Подписывайтесь на Экосевер