Борт самолета
Борт самолета
Юрий Манаков Опубликована 11.06.2025 в 21:14

Суд Лондона обязал выплатить AerCap $1 млрд за застрявшие в России борта

Миллиард долларов — такую сумму обязаны выплатить западные страховщики ирландской компании AerCap за самолёты, застрявшие в России. Это решение принял Лондонский суд, рассматривая иски крупнейших в мире лизингодателей, лишившихся воздушных судов после начала ограничений на фоне геополитической напряжённости. Прецедентное дело может повлиять и на другие аналогичные иски, ведь речь идёт о десятках машин и миллиардах долларов.

Мировой суд для летающих активов

Как сообщили в юридической компании Herbert Smith Freehills Kramer, Лондонский суд обязал страховые компании выплатить 1,035 миллиарда долларов в пользу AerCap. Эта сумма составляет треть от запрашиваемых убытков. Решение касается страхового покрытия по так называемым "военным рискам".

Судья Кристофер Бутчер отметил: лизингодатели понесли убытки вследствие действий российского государства, а значит, страховщики обязаны компенсировать их в рамках существующих полисов. Он подчеркнул, что никакие санкции ЕС или США не могут служить препятствием для выплат.

"Никакие внешние ограничения не отменяют обязательства по страхованию", — отметил судья в своём решении.

Почему самолёты остались в России

Решение стало следствием событий начала 2022 года. Тогда Евросоюз запретил поставки самолётов, запчастей и услуг техобслуживания российским авиаперевозчикам. Вслед за этим Airbus и Boeing приостановили всю техподдержку в РФ.

Многие зарубежные лизингодатели начали требовать возврата воздушных судов, находившихся в аренде у российских компаний. Однако значительная часть этих самолётов так и не покинула страну, а российские авиакомпании продолжили их эксплуатировать. Только у AerCap в России осталось 116 самолётов, что сделало её крупнейшим пострадавшим лизингодателем.

Прецедент для других компаний

AerCap — не единственный участник дела. Другие пострадавшие, такие как Merx Aviation и Dubai Aerospace Enterprise, также добиваются компенсации, но их суммы пока не утверждены.

Кроме того, в очереди на компенсации находится и Carlyle Aviation, один из крупнейших лизингодателей в мире. Компания требует от страховых структур 700 миллионов долларов за 23 самолёта, оставшиеся в России. Эти машины были переданы в аренду таким перевозчикам, как NordStar, Azur Air, Utair и Ижавиа.

Что будет дальше

Хотя сумма в $1 млрд впечатляет, она всё же составляет лишь часть от общего объёма заявленных убытков. В случае AerCap общий ущерб от невозвращённых бортов оценивается в более 3,5 млрд долларов. И теперь, после решения Лондонского суда, перед страховщиками открывается перспектива многомиллиардных выплат другим лизингодателям.

Юристы считают, что решение может стать правовой основой для следующих исков — даже если речь идёт о судах в других юрисдикциях. Тем более что действия лизингодателей и последующий отказ России возвращать суда официально признаны судом как форс-мажор, подпадающий под страховое покрытие.

Фоном — страховой кризис

Ситуация также обострила дискуссию о страховании коммерческой авиации в зонах санкционных рисков. Мировой рынок страхования уже столкнулся с трудностями в переоценке авиационного риска, и теперь возможны изменения в условиях страхования лизинга, особенно для авиакомпаний из стран с нестабильной международной политической позицией.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Путешествия по России будут удобнее: интернет в поездах и самолётах сегодня в 2:25

Интернет в движении: как Роскосмос переведёт российские поезда и самолёты на новый уровень

Через полтора года россияне смогут наслаждаться стабильным интернетом в поездах и самолётах благодаря орбитальной спутниковой сети. Узнайте, что это изменит для путешественников!

Читать полностью »
С 1 августа россияне получат право отключить рекламные рассылки сегодня в 0:41

Простой способ избежать рекламы и спама: с 1 августа россияне получат новые возможности

С 1 августа россияне смогут отказаться от рекламы через личный кабинет или приложение. В сентябре под запрет попадут навязчивые звонки. Читайте, как это изменит ситуацию.

Читать полностью »
Банки отказывают в кредите даже с хорошей историей — объясняет юрист Пронина вчера в 23:48

С идеальной кредитной историей — в чёрном списке: кого банки отвергают без слов

Не каждый заем — удачное решение. Почему банк может отказать даже идеальному клиенту, как выбрать кредит и не переплатить — объясняет эксперт.

Читать полностью »
Ozon сменит юрисдикцию и зарегистрируется в России вчера в 22:35

Перерегистрация Ozon: новый шаг в развитии крупнейшего российского онлайн-ритейлера

Ozon завершает процесс редомициляции в Россию и получит новое юридическое лицо на территории Калининградской области. Как это повлияет на будущее компании?

Читать полностью »
Почти миллион автомобилей попали в залог в России за полгода — данные нотариальной палаты вчера в 21:41

Авто продано, а банк требует деньги: как залог превращается в ловушку

Почти миллион автомобилей оказались в залоге в 2025 году. Почему число автозалогов падает и чем рискует покупатель машины с обременением — в подробностях.

Читать полностью »
США увеличили пошлины на товары из Бразилии до 50%: причина — политическая вчера в 20:06

Дональд Трамп и Жаир Болсонару: как политическая вражда привела к экономическим санкциям

США вводят пошлины против Бразилии в размере 50% из-за политических разногласий. Как это повлияет на международные отношения и экономику обеих стран?

Читать полностью »
Оптовые цены на курятину выросли на фоне подорожания свинины и летнего спроса — NTech вчера в 19:15

Сначала подорожала свинина — теперь курица: что происходит с любимым мясом россиян

Курица, долго считавшаяся самым доступным мясом, резко дорожает. Почему так происходит, при чём здесь свинина и экспорт — объясняем по пунктам.

Читать полностью »
Цена на Lada в Белоруссии — почему она ниже, чем в России вчера в 18:49

Разница в ценах на Lada: что влияет на стоимость автомобилей в России и Белоруссии

Цены на автомобили Lada в Белоруссии заметно ниже, чем в России. Узнайте, как рыночные условия и конкуренция влияют на ценовую политику АвтоВАЗа.

Читать полностью »