Маска и ладонь с цветком
Маска и ладонь с цветком
Камила Воробьёва Опубликована 09.06.2025 в 2:04

Не краска и не пудра — чем выделяли глаза и щёки в древнем спектакле

В античном театре всё строилось на преувеличении. Простая мимика не работала, когда между актёром и зрителем была не сцена, а целый амфитеатр. Поэтому грим стал важнейшей частью театрального искусства. Он помогал зрителю "прочитать" персонажа: понять, кто он, что чувствует, какую роль исполняет. Но в античные времена макияж — это не только косметика, но и символ, код, ритуал.

Макияж античного театра был мощным визуальным инструментом. И летом, когда открытые сцены возвращаются, фестивали выходят на улицы, а жаркое солнце не щадит ни тон, ни румянец — особенно интересно вспомнить, как с этим справлялись древние греки и римляне.

Каким был макияж в греческом театре

В классическом афинском театре актёры играли в огромных масках, которые закрывали лицо полностью. Макияж был почти не нужен — всё было решено скульптурной формой, цветом и выразительностью маски. Маска заменяла и грим, и мимику, и даже усилитель голоса — у рта делалось особое отверстие-резонатор. Однако под маску наносили определённые составы, чтобы лицо актёра не "терялось" в тени и не прилипало к материалу.

Использовались:

  • жирные пасты на основе глины и жира — чтобы зафиксировать кожу и защитить её от жары;
  • минеральные пигменты для обозначения "типажа" (например, чёрный — для "злого", красноватый — для "яростного").

А как красились в римском театре

Римляне отказались от масок в некоторых постановках. В театре пантомимы, а также на ярмарках, сценах под открытым небом начали использовать настоящую покраску лица. Здесь макияж был уже почти профессиональным гримом:

  • Белый мел или гипс — для создания "основы" лица (античный прообраз тона);
  • Уголь, сажа — для подчёркивания бровей, глаз, носа;
  • Красная охра, винная краска — для щёк и губ;
  • Смола и деготь — для старения или создания "отрицательного героя".

При этом всё наносилось быстро, руками или грубыми кистями. Макияж был не про утончённость, а про узнаваемость.

Особенности античного макияжа, которые удивляют

  • Грим был унисекс. Женские роли исполняли мужчины, и им приходилось не просто "надевать женское лицо", а буквально его рисовать.
  • Жара учитывалась. Составы держались даже под открытым солнцем благодаря плотной текстуре (жиры, воск, порошки).
  • Контрасты были важнее реализма. Никаких нюдовых оттенков. Всё - ярко, грубо, символично.

Что можно перенять сегодня

  • Использование минеральной пудры и угля — отличный способ подчеркнуть черты лица в жару, без лишнего блеска.
  • Приёмы цветовой символики (тёплое — герой, тёмное — антагонист) применимы и в современном сценическом или фестивальном гриме.
  • Монохромный макияж, где один цвет задаёт характер, — приём из античного театра, который активно возвращается в моду.

Грим как ритуал

Для актёра античности макияж был не просто внешней подготовкой. Он помогал "войти в образ". Человека больше не было — была роль. Грим создавал дистанцию между личным и сценическим. И, что важно, подготавливал не только зрителя, но и самого исполнителя. Это то, что и сегодня делает макияж — особенно сценический: помогает трансформироваться, прожить, усилить.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Что происходит с телом в туманной тайге: эффект изоляции, замедление мыслей и сенсорная активация вчера в 20:25

Исчезают ориентиры, время замирает — что делает утреннюю тайгу такой особенной

Тайга, туман и медленное утро, в котором исчезает тревога. Рассказываем, как туманный лес помогает вернуть себя — даже если вы живёте в городе.

Читать полностью »
Учёные объяснили, как тактильный контакт с природой активирует ощущение сегодня в 3:12

Город гудит, кондиционер шумит — а ты должен просто сесть на землю

Ты не смотришь на природу — ты в ней. Рассказываем, как "встроиться" в ландшафт, чтобы вернуть себе ясность, покой и ощущение "я на месте".

Читать полностью »
Летнее утро в прерии помогает вернуть ощущение сегодня в 2:06

Когда горизонт оживает, мир замирает: рассвет, который меняет всё

Утро в прерии — это не просто тишина и трава. Это шанс перезагрузиться, когда всё остальное не помогает. Рассказываем, как это работает — и как повторить.

Читать полностью »
Геологи: камни на берегу — следы давления, ветра и движения за миллионы лет сегодня в 1:17

Он просто лежал в песке, а хранил историю дольше, чем человечество

Середина лета, вода, берег и камни, которые лежат в тишине. Но если посмотреть на них внимательнее — можно понять нечто важное о себе и времени.

Читать полностью »
Почему мужчины начали заботиться о своей коже и как это влияет на бьюти-рынок? сегодня в 0:12

Мужская забота о коже в 2025 году: как меняются предпочтения мужчин?

Забота о коже стала нормой для мужчин в 2025 году. Почему мужчины начали активно использовать косметику и как это изменяет бьюти-рынок, читайте в нашем материале.

Читать полностью »
Почему в жару полезно пить воду из природных источников — объяснение телесно-ориентированных практик сегодня в 0:09

Вода без этикетки, но с энергией недр: почему её ищут, как золото

Летняя тропинка, тихий лес и родниковая вода. Иногда, чтобы почувствовать себя живым, достаточно дойти до источника. Главное — знать, куда идти.

Читать полностью »
Фитонциды хвойных деревьев укрепляют иммунитет — данные от медиков вчера в 23:04

В этом месте не нужны ни таблетки, ни психологи — и это не курорт

Середина лета — идеальное время для перезагрузки. Хвойный лес помогает не только отдышаться, но и почувствовать внутреннее спокойствие — почти без усилий.

Читать полностью »
Что такое эстетика дикого мира и как она влияет на психику человека вчера в 22:08

Зов, который невозможно проигнорировать: почему нас тянет в чащу

Мох, бурьян, сквозняк и шероховатости — и именно это даёт покой. Рассказываем, как эстетика дикого мира лечит восприятие и помогает выдохнуть.

Читать полностью »