Маска и ладонь с цветком
Маска и ладонь с цветком
Камила Воробьёва Опубликована 09.06.2025 в 2:04

Не краска и не пудра — чем выделяли глаза и щёки в древнем спектакле

В античном театре всё строилось на преувеличении. Простая мимика не работала, когда между актёром и зрителем была не сцена, а целый амфитеатр. Поэтому грим стал важнейшей частью театрального искусства. Он помогал зрителю "прочитать" персонажа: понять, кто он, что чувствует, какую роль исполняет. Но в античные времена макияж — это не только косметика, но и символ, код, ритуал.

Макияж античного театра был мощным визуальным инструментом. И летом, когда открытые сцены возвращаются, фестивали выходят на улицы, а жаркое солнце не щадит ни тон, ни румянец — особенно интересно вспомнить, как с этим справлялись древние греки и римляне.

Каким был макияж в греческом театре

В классическом афинском театре актёры играли в огромных масках, которые закрывали лицо полностью. Макияж был почти не нужен — всё было решено скульптурной формой, цветом и выразительностью маски. Маска заменяла и грим, и мимику, и даже усилитель голоса — у рта делалось особое отверстие-резонатор. Однако под маску наносили определённые составы, чтобы лицо актёра не "терялось" в тени и не прилипало к материалу.

Использовались:

  • жирные пасты на основе глины и жира — чтобы зафиксировать кожу и защитить её от жары;
  • минеральные пигменты для обозначения "типажа" (например, чёрный — для "злого", красноватый — для "яростного").

А как красились в римском театре

Римляне отказались от масок в некоторых постановках. В театре пантомимы, а также на ярмарках, сценах под открытым небом начали использовать настоящую покраску лица. Здесь макияж был уже почти профессиональным гримом:

  • Белый мел или гипс — для создания "основы" лица (античный прообраз тона);
  • Уголь, сажа — для подчёркивания бровей, глаз, носа;
  • Красная охра, винная краска — для щёк и губ;
  • Смола и деготь — для старения или создания "отрицательного героя".

При этом всё наносилось быстро, руками или грубыми кистями. Макияж был не про утончённость, а про узнаваемость.

Особенности античного макияжа, которые удивляют

  • Грим был унисекс. Женские роли исполняли мужчины, и им приходилось не просто "надевать женское лицо", а буквально его рисовать.
  • Жара учитывалась. Составы держались даже под открытым солнцем благодаря плотной текстуре (жиры, воск, порошки).
  • Контрасты были важнее реализма. Никаких нюдовых оттенков. Всё - ярко, грубо, символично.

Что можно перенять сегодня

  • Использование минеральной пудры и угля — отличный способ подчеркнуть черты лица в жару, без лишнего блеска.
  • Приёмы цветовой символики (тёплое — герой, тёмное — антагонист) применимы и в современном сценическом или фестивальном гриме.
  • Монохромный макияж, где один цвет задаёт характер, — приём из античного театра, который активно возвращается в моду.

Грим как ритуал

Для актёра античности макияж был не просто внешней подготовкой. Он помогал "войти в образ". Человека больше не было — была роль. Грим создавал дистанцию между личным и сценическим. И, что важно, подготавливал не только зрителя, но и самого исполнителя. Это то, что и сегодня делает макияж — особенно сценический: помогает трансформироваться, прожить, усилить.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Разминка перед тренировкой снижает риск травм — SELF сегодня в 19:06
Мышцы ещё спят, а вы уже грузите вес: скрытая причина травм и застоя

Почему тренеры никогда не пропускают разминку перед тренировкой и какие упражнения помогают подготовить тело к нагрузке без сложных схем и лишней траты времени.

Читать полностью »
Макияж за пять минут может выглядеть эффектно — тренер по первому впечатлению Купцова сегодня в 17:14
Свитер, брюки и один акцент: как создать образ, когда времени в обрез

Тренер по первому впечатлению Люся Купцова рассказала EcoSever, как женщине собраться на выход за пять минут и при этом выглядеть достойно.

Читать полностью »
Косметолог Ирина Созинова объяснила, как эктоин помогает удерживать влагу в коже сегодня в 15:03
Использую эктоин в базовом уходе: кожа перестала краснеть и тянуть

Эктоин всё чаще появляется в косметике для чувствительной кожи. Разбираем, как он работает, кому подойдёт и почему его считают одним из самых мягких антистресс-активов.

Читать полностью »
Hourglass выпустила стойкую матовую помаду Opaque Rouge — Into The Gloss сегодня в 11:10
Она держится дольше обещаний — визажисты испытали чудо-формулу Hourglass

Матовая помада, которая не боится ни кофе, ни поцелуев: Hourglass представила Opaque Rouge — стойкий хит, претендующий на звание культового красного оттенка.

Читать полностью »
Резкое снижение кортизола ослабевает иммунитет после дедлайнов — SELF сегодня в 7:00
Стоит расслабиться — и тело сдаётся: странный эффект, который портит первые дни отпуска

Почему организм может «подводить» именно в начале отпуска, как стресс и резкая смена ритма влияют на иммунитет и что помогает снизить риск болезни во время отдыха.

Читать полностью »
Технику butter skin с многоступенчатым увлажнением описали бьюти-эксперты сегодня в 3:00
Этот уход делает кожу мягкой и сияющей – тренд butter skin объяснили просто

Тренд butter skin обещает мягкое сияние без плотного макияжа. Разбираем, как выстроить уход и текстуры, чтобы кожа выглядела гладкой и ухоженной.

Читать полностью »
Тушь с нейлоновыми волокнами удлинила ресницы до бровей — Алессандра Кодинья вчера в 22:10
Ресницы взлетели, как крылья бабочки: новая тушь делает невозможное

Как добиться эффекта накладных ресниц без клея и лишних хлопот? Журналистка испытала новинку, которая обещает перевернуть представление о макияже глаз.

Читать полностью »
Психологи описали избегание близости как тип привязанности — SELF вчера в 18:54
Чем ближе отношения, тем дальше человек: скрытый сценарий, заложенный ещё в детстве

Избегающее поведение в отношениях часто путают с холодностью. Разбираемся, какие признаки указывают на избегающий тип привязанности и откуда он берётся.

Читать полностью »