В Архангельской области осталось одно муниципальное автотранстпортное предприятие

Северодвинское пассажирское муниципальное автотранспортное предприятие осталось единственным в Архангельской области муниципальным автотранспортным предприятием, к тому же самым большим. Все остальные обанкротились.

Почему это произошло? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, совершим сначала небольшой экскурс в историю пассажирских перевозок в Поморье.

19 июля 1907 года потомственный дворянин Назарий Белый открыл первое в России автобусное сообщение в городской черте Архангельска. 20 местный омнибус немецкой фирмы NAC (прародитель MAN) стоил 30.000 рублей. Проезд обывателю обходился в 5 копеек. Просимую концессию на 20 лет городская Дума не разрешила, ограничив срок действия договора 8 годами. В связи с укорочением срока окупаемости стоимость проезда вскоре была поднята до 8 копеек. Тогда же появились и первые льготники, которыми стали полицейские чины городской Управы.

Первые же рейсы чудо-машины вызвали небывалый ажиотаж среди горожан. В связи с этим было решено довести их количество до двадцати, а периодичность движения сократить до 15 минут. Проблемой стала переправы второго омнибуса через Северную Двину, поскольку единственная баржа, способная поднять на борт 350 пудовую машину, была занята.

Одновременно выяснилась плохое качество городских дорог, неспособных обеспечить проезд тяжеловесу. Вследствие данного обстоятельства предприниматель испросил разрешение на прокладку деревянных мостков, которые обязался разбирать в случае необходимости по первому требованию властей.

Дотошно оговаривалась форма, которую обязана была носить автобусная прислуга: водители, кондукторы, контролёры. Диктат тарифа на проезд вынудил Белого экономить на всём. Был уволен ранее нанятый в С.Петербурге опытный, но “дорогой” водитель. Местные жители, хотя и просили меньшую зарплату, но плохо знали работу. Из-за незнания техники безопасности, как бы сказали сейчас, во время заправки бензином, от близко поднесённой лампы вспыхнула одна из машин, от которой загорелась и рядом стоящая вторая.

Наполеоновским планам Назария не суждено было сбыться. Концессия была уступлена колонисту из мурманской губернии Деньгину, который год спустя повторно завез омнибусы и окончательно утвердил торжество автобусов на городских улицах Архангельска, чем вынудил снизить стоимость поездок частных извозчиков, ранее монопольно владевшим рынком пассажирских перевозок.

Ну и вернемся в наши дни. Из письма губернатору Николаю Киселёву депутата областного Собрания: “В Архангельской области завершилось окончательное системное разрушение инфраструктуры электро- и автотранспортных пассажирских перевозок”. Июнь 2007 года.

Северодвинское ПАТП осталось единственным в нашей области муниципальным автотранспортным предприятием, к тому же самым большим. Все остальные обанкротились. Частные перевозчики, которых только в Архангельске около 70, пошли по пути оптимизации налогов, разделив свои автопарки по 20 машин.

Предприниматели нарушили одну из заповедей серьёзных бизнесменов: нельзя выстраивать долгосрочные проекты, основываясь на оптимизации налогов. Законодательство может поменяться в любой момент. Так и случилось. С 1 января 2008 года базовая ставка налога на вмененный доход будет исчисляться не с машины, а с одного посадочного места, и составлять она будет 1500 рублей, т.е. налог увеличиться более чем в шесть! раз. Забавно было выслушивать рассуждения Председателя Ассоциации частных перевозчиков, который на “голубом глазу” грозился в шесть раз (54 рубля) увеличить тариф на проезд.

Такой подход мне напомнил одного из северодвинских предпринимателей, называющего себя серьёзным экономистом. На мой взгляд, ИХ экономика описывается формулой: за рубль купил, за три продал, на эти два процента и живу.

Крупнейший частный автотранспортник Архангельска заядлый теннисист. В любительском табеле о рангах занимает 18 место в мировом списке. Пинг-понгом занимается ежедневно с 10 до 12. Колесит по всему свету в тщеславной надежде победить всех любителей погонять шарик. Уважаю за фанатизм и преданность спорту. Клуб содержит. Молодец. Питерский тренер, саратовский спарринг-партнёр. Это к вопросу о тяжёлой участи предпринимателей.

Человеку, для которого является проблемой выбрать время для обеда, такой образ ведения бизнеса кажется непостижимым.

Но и он не волшебник. Сшить из одной шкурки семь шапок можно, но носить их будет неудобно. Уголовный Кодекс трактует способствующие преступлению обстоятельства как действие, либо бездействие участников процесса. Именно бездействие областной администрации привело к столь бесславному завершению столетней истории. Это обвинение предъявил в разговоре губернатору депутат. Убогая тарифная политика, отсутствие единых “правил игры”, непонимание социальной сущности предоставляемой услуги. Отсутствие Концепции. Отсутствие бюджетной поддержки. “- Я никому помогать не буду” - заявил депутату губернатор. Спасение утопающего дело рук самого утопающего.

“Что за деньги в кино показали?” – допустим, спрашивают наивные сотрудники из Управления делами Президента.

“Личные и представительские”. Кто бы сомневался! “А почему пинцетом-то берёте?”. “Они грязные были”. Yes. Классная “отмаза”. Всем взять на вооружение.

Реакцией на вышеозвученный депутатский запрос было совещание в Департаменте по экономическому развитию, закончившееся резолюцией: Рассмотреть возможность создания комплексной комиссии по транспортной проблеме в Архангельской области. Пар опять ушёл в свисток.

О чём умолчала пресса

На встрече депутатов областного Собрания с представителем Президента И.Клебановым во время его презентации Н. Киселёва на второй срок первой фразой депутата С. Неумывако была: - Я последний муниципальный директор последнего муниципального автотранспортного предприятия в нашей области.

Мне страшно продолжать. Но, скажу: всё, что касается пассажирского автотранспорта общего пользования в нашей области - обман и фикция. Откуда на грани известной болезни оптимизм по поводу акционирования северодвинских заводов ВПК? Заключительной фразой стало: Раз другого кандидата (в губернаторы - ред.) нет, может быть, поддержим и этого.

“Этот праздник со слезами на глазах”

Из огромного списка плана по празднованию 100-летия архангельского автобуса, осталось одно мероприятие. Администрация области, и Архангельска полностью устранились от возможности попиариться на этой теме. Не на чем! Архангельские “частники” пожадничали, отказавшись даже от сокращенной программы, предлагаемой нашим предприятием. Убогость менталитета коллег, заставила, хлопнув дверью, выйти из Совета Ассоциации. Немцы, изначально готовые поучаствовать, лишь покачали головами, с печалью и недоумением взирая на наших “бизнесменов”.

Из кассы Ассоциации перевозчиков, т.е. из членских взносов, оплатили лишь банкет в помпезном, с фальшивым и пошлым антуражем кабаке. На мероприятие, которое могло бы стать символом года Архангельска чиновники из мэрии и Департамента транспорта области пришли в нарядах “я проездом с дачи”, явно демонстрируя своё пренебрежение к собравшейся горстке транспортных предпринимателей.

Да и как иначе можно относиться к ним, если люди этого сословия без кавычек сто лет назад дарили городу помещения и книги для организации библиотеки, а сегодняшние “купцы” отбирают эти же библиотеки у народа, устраивая в них харчевни. Посидели тихо, как на поминках, разошлись быстро. Чиновники, предприниматели. Не очень исполнительная власть...

Сергей Неумывако, депутат Архангельского областного Собрания, директор СПАТП

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.