по следам снежного человека
по следам снежного человека
Андрей Лазарев Опубликована сегодня в 6:21

Загадка Заны: учёные выяснили, кем снежная женщина из Абхазии — и удивились ещё сильнее

Во второй половине XIX века в абхазском селе Тхина жила женщина, ставшая местной легендой. Одни называли её "дикой женщиной", другие — "снежным человеком". Для учёных же она навсегда осталась загадкой: кто такая Зана - реликтовый человек, беглая рабыня или просто жертва мифотворчества?

"В Тхине до сих пор рассказывают, что Зана была сильнее любого мужчины и жила, словно дикий зверь, но при этом отличалась покорностью и добротой", — вспоминал исследователь Игорь Бурцев, посвятивший ей десятки экспедиций.

Пленница из горных лесов

История Заны началась в 1850–1860-х годах, когда охотники поймали в западногрузинских лесах необычное существо. Очевидцы описывали её как женщину с темно-серой кожей, покрытой рыжеватыми волосами, с широкой грудной клеткой и мощными надбровными дугами. Лицо казалось суровым, а зубы — ослепительно белыми.

Пойманную женщину передавали из рук в руки, пока она не оказалась у дворянина Эдги Генаба, владевшего усадьбой близ села Тхина. Опасаясь её силы, хозяин держал Зану за частоколом, а пищу подавал на верёвке. Со временем, привыкнув, он освободил её, и удивительно — Зана не сбежала. Она жила во дворе, вырыла себе яму и редко покидала пределы усадьбы.

Местные мужчины навещали её, и у Заны родилось четверо детей - двое сыновей и две дочери. Всех детей забрали и вырастили соседи, и, по рассказам, они обладали необычайной физической силой, но были вполне разумны и говорили на местном языке.

Как наука искала "абхазскую неандерталку"

В 1960-х к истории Заны проявили интерес советские антропологи. Особое внимание уделил ей Борис Поршнев, автор книги "Борьба за троглодита". Он полагал, что Зана могла быть реликтовым представителем древнего подвида человека, сохранившимся в горах Кавказа.

Однако Поршневу не удалось найти её могилу. Лишь в 1975 году другой исследователь, Игорь Бурцев, сообщил, что нашёл захоронение, которое могло принадлежать "снежной женщине". Он извлёк череп, передал его антропологам, и анализ показал: останки принадлежали пожилой женщине негроидного типа.

"Череп имел ярко выраженные экваториальные черты: широкий нос, уплощённые носовые кости, мощные скулы и высокий лоб", — писал Бурцев.

Учёные предположили, что Зана могла быть чернокожей женщиной, попавшей в Абхазию в результате работорговли, а затем одичавшей от изоляции и страха.

Что показали останки

Позже исследователи эксгумировали и могилу её сына Хвита, умершего в 1954 году. Анализ его черепа показал принадлежность к виду Homo sapiens. Надбровья у него были крупными, но типичными для современного человека. Таким образом, версия о "неандертальском происхождении" оказалась сомнительной. Тем не менее, некоторые детали не давали покоя: Зана была покрыта густыми волосами и не выучила ни одного языка, хотя жила среди людей десятки лет.

Характеристики Заны и её потомков

Найденные останки

Характеристики

Вывод

Череп Заны

широкие скулы, уплощённые кости носа, тёмная пигментация

возможное африканское происхождение

Череп Хвита

человеческие пропорции, развитый надглазничный треугольник

Homo sapiens

Внешность потомков

тёмная кожа, мощные челюсти

смешанное происхождение

Потомки загадочной женщины

В 1964 году Борис Поршнев встретился с её внучками — Чаликвой и Таей. Они имели смуглую кожу, мощные челюсти и широкие плечи. Потомки Заны отличались огромной физической силой: рассказывали, что один из её правнуков поднимал мешки с зерном весом свыше 100 кг.

"У них была удивительная выносливость и какая-то природная гордость. Когда говорили о Зане, они не стыдились, а словно гордились тем, что происходят от неё", — вспоминал Поршнев.

Сравнение разных версий

Гипотеза

Суть

Аргументы "за"

Аргументы "против"

Африканская рабыня

Зана была женщиной, завезённой из Африки или Османской империи

совпадение черт лица и пигментации

не объясняет обильное оволосение и дикость поведения

Реликтовый человек

потомок древнего подвида Homo

необычная внешность, сила, неспособность говорить

череп её сына типичен для Homo sapiens

Мифологизация

обычная женщина, ставшая объектом легенды

частые искажения в рассказах, устные источники

наличие физических останков делает легенду "материальной"

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: интерпретировать народные легенды как чисто мифологические.
    Последствие: упускаются реальные антропологические факты.
    Альтернатива: проверять устные источники археологическими и генетическими методами.
  • Ошибка: полагать, что все необычные черты указывают на "нелюдское" происхождение.
    Последствие: формирование псевдонаучных теорий.
    Альтернатива: учитывать разнообразие человеческих фенотипов.
  • Ошибка: исключать социальный контекст.
    Последствие: утрата понимания исторических реалий XIX века (работорговля, изоляция, расизм).
    Альтернатива: рассматривать историю Заны как культурный феномен своего времени.

А что если…

А что если Зана действительно была не "снежным человеком", а человеком, оказавшимся вне общества? Возможно, страх, унижения и изоляция привели к её дичанию, а физическая сила и необычная внешность породили легенду.

Плюсы и минусы версий

Плюсы

Минусы

Уникальный материал для антропологии

Нехватка документальных источников

Вклад в изучение этногенеза Кавказа

Многое основано на слухах

Возможность генетических исследований потомков

Неоднозначная этическая оценка раскопок

Интерес для популярной науки

Спекуляции на теме "снежного человека"

FAQ

Существуют ли потомки Заны сегодня?
Да, в Абхазии и Западной Грузии живут семьи, считающие себя её потомками.

Проводились ли генетические исследования?
Да. ДНК-экспертиза подтвердила африканское происхождение Заны, но не обнаружила признаков древних подвидов человека.

Почему её называли "снежной женщиной"?
Такое прозвище возникло из-за её силы, дикого поведения и густого волосяного покрова.

Мифы и правда

  • Миф: Зана была неандерталкой.
    Правда: череп её сына относится к виду Homo sapiens.
  • Миф: потомки Заны — полулюди.
    Правда: это обычные люди, но с темным оттенком кожи и выдающимися физическими параметрами.

Исторический контекст

XIX век на Кавказе был временем бурных перемен. Работорговля, войны и переселения народов создавали почву для появления мифов о "дикиx людях". Обычная женщина с необычной внешностью могла легко стать источником легенды, особенно в изолированных горных сёлах.

История Заны напоминает о том, как страх перед непонятным превращается в миф, а миф — в объект научных споров. Для одних она останется "абхазской неандерталкой", для других — трагической фигурой, за которой стояла реальная судьба женщины, потерянной в чужом мире.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Сделай себя счастливым за пять минут: произнеси несколько волшебных слов — и жить станет лучше вчера в 12:12

Учёные доказали, что даже короткие упражнения на самоаффирмации помогают чувствовать себя счастливее и увереннее, снижая стресс и укрепляя внутреннюю устойчивость.

Читать полностью »
Девять из десяти пользователей выбирают фейки: как соцсети манипулируют вниманием — тревожное открытие вчера в 10:50

Учёные выяснили, что публикации с низкокачественными ссылками получают больше внимания, чем достоверные новости. Даже без алгоритмов соцсети усиливают эффект "эхо-камеры".

Читать полностью »
От солнечных бурь до эволюции: как корональный выброс массы ЕК Дракона может стать источником жизни вчера в 8:41

Астрономы впервые полностью зафиксировали корональный выброс массы на звезде вне Солнечной системы. Эти вспышки оказались достаточно мощными, чтобы влиять на химические процессы, ведущие к зарождению жизни.

Читать полностью »
Искусственный интеллект стал слишком умным: что происходит, когда ИИ начинает думать как человек вчера в 6:32

Учёные из Карнеги — Меллон выяснили: чем умнее языковая модель, тем менее она склонна к сотрудничеству. Эгоизм таких ИИ может быть заразителен даже для других систем.

Читать полностью »
Собаки способны чувствовать не только радость: как эмоции помогают им выживать в мире людей вчера в 4:24

Узнайте, какие эмоции собаки переживают, как это влияет на их поведение и что вы можете сделать, чтобы помочь питомцу.

Читать полностью »
Хочется умереть — а ты танцуй: как ритмичные движения помогают выйти из депрессии и понять свои чувства вчера в 2:16

Учёные доказали, что танец помогает снижать симптомы депрессии, восстанавливает связь с телом и становится мощным инструментом самопознания и эмоционального исцеления.

Читать полностью »
Нейросети обучались на постах из соцсетей — и научились каннибализму: как шумовой контент влияет на ИИ вчера в 0:09

Учёные выяснили, что языковые модели начинают хуже рассуждать и ошибаться, если обучаются на низкокачественном контенте из соцсетей. Даже "докорм" хорошими данными не всегда помогает.

Читать полностью »
Арктика тает, как мороженое: почему это должно волновать даже тех, кто не живёт на севере 04.11.2025 в 22:16

Учёные предупреждают: при глобальном потеплении на 2,7 °C Арктика потеряет половину вечной мерзлоты, Гренландия начнёт стремительно таять, а Северный Ледовитый океан каждое лето будет безо льда.

Читать полностью »