Исследователи обнаружили универсальную генетическую сигнатуру моногамии

Волки, степные полевки и белоголовые орланы преданы своим партнерам. Но в животном мире эти пары являются исключением, а не правилом. Исследователи говорят, что они обнаружили универсальную генетическую сигнатуру моногамии. Открытие предполагает, что эволюция могла также привести к общей генетической основе для других сложных, социальных моделей поведения.

«Было удивительно видеть, насколько сильны сходства, даже несмотря на то, что выбранные нами моногамные виды сильно различаются», - сказал Ханс Хофманн, биолог из Техасского университета в Остине, который возглавлял новое исследование.

Ученые однажды решили, что почти все птицы находят одного партнера на всю жизнь. Но тестирование отцовства показало, что это не так. На самом деле, наоборот. У большинства видов птиц бурная личная жизнь. Но, хотя они могут и не быть верными друг другу, птичьи самцы лояльны. Или то, что ученые называют «социально моногамные». Эти пары образуют узы, и оба партнера помогают растить птенцов и защищать их выводок от опасности. Около 90 процентов птиц попадают в эту категорию.

И хотя этот вид моногамии также проявляется в животном мире, ученые мало знают о том, что движет их поведением. Хофманн и его коллеги подозревали, что, поскольку моногамия развивалась многократно независимо у разных видов, сходная генетика могла бы неоднократно использоваться для продвижения поведения.

Команда оценила паттерны экспрессии генов в мозге моногамных и немоногамных самцов из множества позвоночных, включая птиц, рыб и млекопитающих. В исследовании исследователи назвали вид моногамным, если партнеры мужского и женского пола образуют связь, и оба родителя участвуют в уходе за потомством и защите его от опасности. Сексуальная исключительность не была частью критериев моногамии.

Исследователи обнаружили, что из пары тысяч генов, проанализированных группой, несколько сотен продемонстрировали сходные паттерны экспрессии у моногамных мужчин по сравнению с их немоногамными аналогами. У моногамных мужчин 24 гена, участвующих в развитии нервной системы, когнитивной функции, обучении и памяти, особенно выделяются, но традиционные факторы, такие как окситоцин - гормон любви - не показал никакой закономерности в распределении у моногамных и немоногамных самцов.

Исследователи пытались найти другие причины для своих результатов, но ни эволюционная история животных, ни их особенности личности, ни среда обитания не могли этого объяснить. Это открытие означает, что виды, столь же отличающиеся, как рыбы и птицы, имеют общую генетическую сигнатуру в корне их родительского поведения.

Хотя он предупреждает, что исследование не распространяется на человеческое поведение, Хофманн полагает, что те же генетические сигнатуры могут быть и в нас. «Мы ожидаем, что многие из сходных черт экспрессии генов, которые, как мы обнаружили, связаны с моногамией в нашем исследовании, возможно, также связаны с моногамией у людей», - сказал он.

Фото: expert.hospital