Интересные факты о спутнике Юпитера Ио

Ио — это ближайшая к Юпитеру луна этого газового гиганта, которая находится в 422 тысячах километров от него. Это также и самая плотная из его лун. На Ио меньше воды, чем на каком-нибудь другом известном нам объекте Cолнечной системы, и это единственный объект, кроме Земли, на котором отмечена вулканическая активность.

Несмотря на то, что Ио относится к галилеевым лунам, она могла и не быть открыта Галилеем

В 1614 году немецкий астроном Симон Марий выпустил книгу, в которой заявил о том, что 29 декабря 1609 года по юлианскому календарю, то есть 8 января 1610 по грегорианскому, он открыл Ио. То есть сделал это в тот же день, что и Галилей. Но тот опубликовал свои наблюдения раньше и таким образом присвоил себе открытие.

Ио была первой обнаруженной у другой планеты луной

Независимо от того, кто открыл Ио, важность этого была несомненной. Первая луна, обнаруженная у другой планеты, она указала на сходство всех миров во Вселенной. Возможность увидеть луну другой планеты в только что изобретенный телескоп позволила ученым опровергнуть теорию Аристотеля, согласно которой все объекты вращались вокруг Земли.

Ио получила свое имя в честь нимфы из древнегреческой мифологии

Ио была нимфой, красота которой привлекла самого Зевса. Для того, чтобы избежать гнева узнавшей об измене его жены, бог превратил нимфу в корову.

Ио представляет собой мощнейший генератор электричества

Магнитосфера Юпитера каждую секунду обрушивает свое излучение на пыль и газ на поверхности Ио и сдувает около тонны этих материалов. Взаимодействуя с магнитным полем Юпитера, эти пыль и газ производят электрический ток с напряжением 400 тысяч вольт и мощностью 3 миллиона ампер. Этот ток раздувает магнитосферу Юпитера более чем вдвое того размера, который она имела бы без него, если бы Ио не располагалась так близко к планете. Материал, задействованный в этом процессе, представляет собой ионизированные серу и хлорид натрия, которые в конце концов либо оказываются в одном из радиационных поясов вокруг Юпитера, либо выбрасываются из системы Юпитера.

Радиация на Ио может убить человека за день

Ио находится в облаке плазмы, которое называют плазменным торусом Ио. Вращение луны внутри плазменного облака вырывает у нее ионы и создает радиацию, которая в 1000 раз сильнее смертельной для человека.

На Ио более 400 активных вулканов

Такое их количество делает Ио самым вулканически активным объектом в Солнечной системе. Именно вулканическая и геологическая активность ответственна за выбросы серы и других соединений, которые подарили луне ее желтый цвет. Впервые замеченные космическим аппаратом "Вояджер-1", вулканы Ио могут выбрасывать вещество на высоту до 300 километров в результате сдавливания и растягивания луны под воздействием гравитации Юпитера. Приливное растяжение вынуждает уровень поверхности Ио подниматься на сто метров во время максимального удаления от Юпитера.

На Ио почти нет видимых ударных кратеров

Несмотря на твердую поверхность, на Ио почти нет ударных кратеров. Это затрудняет определение ее возраста. Причиной отсутствия кратеров может быть вулканическая и геологическая активность, скрывающая кратеры, или то, что астероиды были отклонены от Ио притяжением Юпитера. Говоря о возрасте Ио, ученые сходятся в том, что она сформировалась в то же время, что и другие галилеевы луны, то есть примерно 4,5 миллиарда лет назад.

Фото привью: astro-world.ru