Ученые обнаружили резко проснувшуюся черную дыру

Астрономы смогли выявить спонтанно активизирующуюся огромную черную дыру, которая повысила степень освещенности галактики, где она располагается, почти на 50% за 60 дней. По словам ученых, подобные процессы говорят об ускорении скорости "поедания" близлежащего газа. Из-за чего произошла настолько быстрая активация дыры, пока неизвестно.

В основании большинства галактик располагаются огромные черные дыры, вес которых может варьироваться до нескольких миллионов масс Солнца. Кроме того, представителям астрономии неясно, каким образом они могут увеличиться до подобных габаритов. В тот момент, когда часть объектов "уплетает" газ с достаточно умеренной скоростью, остальные обладают возможностью поглощать в один момент целую звезду. Но с вновь открывшимися данными стало известно, что существуют черные дыры, которые могут резко пробудиться и ускорить скорость аккреции на несколько месяцев, перед тем, как снова уйти на покой.

В новой исследовательской деятельности, где приняли участие ученые из Швейцарии, была изучена вспышка, которую окрестили как AT 2017bgt. Первый раз ее обнаружили еще зимой 2017 года в середине одной из новых галактик, располагающейся в 900 миллионах световых лет от нашей планеты. Полученная информация свидетельствует о том, что совместная яркость галактик в момент вспышки резко подскочила почти наполовину за пару месяцев, учитывая, что более 50% роста наблюдалось в первые три недели.

Далее, исследовательская работа выявила, что насыщенность излучения в ультрафиолетовой сфере увеличилась почти в 75 раз, если проводить параллель с 2004 годом, в тот момент, когда в рентгеновском диапазоне произошло усиление в пару раз, нежели показатели 1990 года. Ученые сделали вывод, что в период с 2004 по 2017 года в определенный момент случилось спонтанное усиление УФ-излучения вспышки AT 2017bgt, сопровождающееся значительно умеренным всплеском оптического и рентгеновского излучения.

Первостепенно, о чем подумали астрономы, что они видят процесс, носящий название — явление приливного разрушения, то есть разрыв светила, произошедший близ черной дыры. Но изучение имеющейся информации показало, что часть позиций спектра вышеуказанной вспышки отличаются от тех, что поддаются наблюдению при "поедании" звезд черной дырой. Помимо этого, развитие кривой света было значительно медленным для такого рода событий, а черная дыра, по всей видимости, не была до конца в состоянии сна до вспышки.

Руководитель исследовательской группы предполагает, что им посчастливилось открыть новый способ "питания" черных дыр. Но до сих пор остается открытым вопрос, что повлияло на активизацию компактного объекта.

Фото: noyabrsk24.ru