В Мировом океане начались необратимые процессы массового вымирания

Коралловые рифы страдают от ядовитых водорослей: химическое оружие последних, появившееся для защиты от поедания рыбами, оказалось абсолютно смертоносным для кораллов. Крупные водоросли убивают кораллы островов Фиджи в одно прикосновение, и единственным спасением для них могут стать рыбы, поедающие этих ядовитых киллеров.

За последние десятилетия на многих тропических коралловых рифах произошла своеобразная смена власти: здесь перестали доминировать кораллы и воцарились водоросли. Исследователи из Технологического института Джорджии (США) решили узнать, как последним удалось добиться такого привилегированного положения в рифовых экосистемах. Как удалось выяснить ученым, в 79% случаев такой контакт заканчивался для кораллов трагично: они обесцвечивались, утрачивали способность к фотосинтезу и погибали. Именно так: хватало всего одного прикосновения водоросли.

Исследователи говорят, что разные водоросли обладали разной токсичностью, и самой злой оказалась Chlorodesmis fastigiata, или ''черепаховая трава''. Вряд ли водоросли создавали свое химическое оружие против кораллов: ядовитые терпены были нужны им для того, чтобы защититься от рыб. И действительно, большинство видов рыб игнорирует эти водоросли, за исключением химер.

Там, где им дана полная воля, водоросли занимают 60% поверхности дна и, если их не остановить, вполне могут вообще вытеснить кораллы. Так что к общим проблемам коралловых рифов, вроде потепления и загрязнения воды и интенсивного рыбного промысла, добавляется ещё и война с водорослями-агрессорами. Перспективы у кораллов аховые. А если учесть, что экосистема рифов держится всё-таки на кораллах, а не на ядовитых водорослях, то опасность угрожает огромному числу видов. Чтобы как-то смягчить давление водорослей, экологи предлагают поберечь те немногие виды рыб, которым нипочём их ядовитость: возможно, они смогут защитить кораллы от смертоносных химических атак, пишет compulenta.ru.

Между тем коралловые рифы могут оказаться более устойчивыми к изменению климата, чем полагали исследователи. Ученые из университета Бар-Илан в Израиле обнаружили, что некоторые виды коралловых полипов способны выжить при увеличении кислотности морской воды, хотя морская вода повышенной кислотности растворяет защитные известковые скелеты кораллов. К удивлению исследователей голые полипы коралла, увеличились в размере и оставались живыми в течение года. Когда их поместили в морскую воду с нормальной кислотностью, полипы восстановили свои защитные домики. Это может быть хорошей новостью для отдельных полипов, однако это не меняет безрадостные перспективы для рифов, в то время как коралловые полипы могут выжить, рифов не будет. Кроме того, голым полипам гораздо легче выжить в лаборатории, чем в естественных условиях, где им угрожают хищники, сообщает Всероссийский Экологический Портал.

Ранее, ученые доказали, что растущие кораллы строят свой скелет в зависимости от состава окружающей воды. Кораллы могут "переключать" состав с кальцита на другой материал - арагонит. Эта способность проявилась в тех условиях, когда в воде снизился состав магния (который должен входить в состав первого минерала) и повысился уровень кальция (входящего в состав второго). По окончании эксперимента, изучив состав "скелетов", выяснилось, что кораллы, росшие в воде, соответствовавшей более старым этапам геологической истории, состояли, в основном, из кальцита, а настоящему времени - из арагонита.
Кроме того, обнаружено, что кораллы, находившиеся в "древней" воде, развивались намного медленнее, чем те, которые были в "современной", пишет Всероссийский Экологический Портал.

Напомним, что биологи проанализировали ДНК древних микроскопических водорослей из донных отложений на дне Черного моря и выяснили, что эти водоросли, а также вирусы, которые паразитировали на них, сосуществовали в этом месте тысячи лет. Стоит отметить, что одноклеточные водоросли, такие как Emiliania huxleyi, играют важную роль в глобальном углеродном цикле и в изменении климата. Изучение их ДНК, в частности, позволит ответить на вопрос о том, зависит ли численность водорослей только от условий среды, или вирусы играют в этом важную роль. Водоросли, как и все растения поглощают большие количества углекислого газа, сдерживая парниковый эффект. Они также формируют оболочки из карбоната кальция, связывая углерод.

Гибель коралловых рифов, снижение биоразнообразия в результате вторжения инвазивных видов, распространение ''мёртвых зон'', цветение токсичных водорослей, оскудение рыбных запасов - всё это находится на подъёме, говорится в новом докладе, спонсором которого выступила Международная программа мониторинга океанов. Мораль документа заключается в том, что морская жизнь гибнет быстрее, чем предсказывал самый пессимистичный прогноз пару лет назад. Эти симптомы можно считать предвестниками более широкой дезинтеграции сети биологических и химических взаимодействий, которую ряд ученых называет биосферой. Все пять предыдущих случаев массового вымирания в земной истории предварялись похожими процессами, происходившими в океане, пишет segodnya.ua.