Япония снимет ''скальп'' с зараженной цезием Фукусимы

Площадь территории префектуры Фукусима, которая подлежит дезактивации из-за утечек радиации после аварии на АЭС "Фукусима-1", составит около 2 тысяч квадратных километров, или около одной седьмой части всей территории префектуры, такие выводы были обнародованы на заседании экспертов министерства окружающей среды Японии.

По расчетам японских ученых, объемы земли, которую придется подвергнуть дезактивации из-за высокого уровня радиации, составят 100 миллионов кубометров. В своих расчетах они исходили из того, что годовой безопасный уровень облучения человека не должен превышать 1 миллизиверта. В результате выяснилось, что дезактивировать придется 2 тысячи квадратных метров почвы по площади, или 100 миллионов кубометров по объему. Расчеты объема произведены, исходя из данных, что очистить почву от радиоактивного цезия можно будет, сняв верхний слой на глубину пять сантиметров.

Однако на деле 70 процентов зараженного района приходится на леса, где предстоит преимущественно собрать, вывезти и переработать зараженные опавшие листья и ветки. Затраты на проведение таких работ только в жилых районах оцениваются по меньшей мере в 220 млрд иен /2,8 млрд долларов/. По мнению экспертов, работы по окончательной дезактивации ряда районов вокруг АЭС "Фукусима-1" займут около 20 лет. Работы по срезанию зараженной почвы уже активно ведутся силами местных органов власти при поддержке государства. Помимо обработки почвы идет, в частности, очистка дорожных поверхностей, фасадов и крыш зданий.

Удаление радиоактивных веществ - единственное доступное средство борьбы с радиоактивным загрязнением в связи с тем, что в этих веществах происходит не подвластный пока человеку радиоактивный распад элементов. Скорость распада нельзя ни ускорить, ни замедлить. Радиоактивные вещества нельзя уничтожить, как микроорганизмы, или нейтрализовать, как химические вещества. Основная задача дезактивации - снизить уровень загрязнения радиоактивными веществами до предельно допустимых величин.
Для достижения этой цели используют физические, химические, физико-химические и биологические методы. Радиоактивную пыль, осевшую на поверхность объекта, удаляют физическими методами (смыванием пыли водой, протиранием объектов ветошью и др.).

Правительство Японии намерено уже в январе будущего года приступить к дезактивации земель префектуры Фукусима, получивших радиоактивное заражение после аварии на АЭС. Фукусима занимает третье место в стране по площади после Хоккайдо и Иватэ, она составляет 13,8 тысячи квадратных километров. Основной трудоемкой задачей станет вывоз плодородной почвы из аграрных районов. Правительство заверило, что берет на себя полную ответственность за масштабное мероприятие, однако у властей пока нет окончательного решения относительно захоронения загрязненной радиацией почвы.
Подобная операция может стоить миллиарды долларов, учитывая, что выбросы радиации распространились на несколько тысяч квадратных километров. Озвученные японским правительством временные рамки означают, что эвакуированные из ряда населенных пунктов жители не смогут вернуться в свои жилища в ближайшие годы.

Японские власти объявили о том, что радиоактивное загрязнение от цезия-137, поступившего в окружающую среду в результате аварии на АЭС ''Фукусима-1'', в 168 раз превзошло показатели хиросимской трагедии. Зато, отмечают чиновники, продолжающаяся утечка радиоактивных материалов со станции пока не привела ни к одному летальному исходу. По крайней мере по официальным данным.

Ранее, американские химики сделали первые количественные подсчеты потока нейтронов, который исходил от расплавленного ядерного топлива на аварийной японской АЭС "Фукусима-1", основываясь на данных о количестве радиоактивного изотопа серы в воздухе у берегов Калифорнии. Радиоактивная сера возникает, когда нейтроны, испускаемые ядерным топливом, взаимодействуют с атомами хлора в морской воде, которая использовалась для охлаждения реактора. Практически вся вода, которой охлаждали топливо, превращалась в пар. Сера-35 вступала в реакцию с ионами кислорода - возникали оксиды серы и сульфаты, которые переносились западным ветром через Тихий океан.

Напомним, что парламент Японии принял закон об учреждении специального органа по выплате компенсаций ущерба от аварии на АЭС "Фукусима-1". В начале июля в говядине из префектуры Фукусима был обнаружен радиоактивный цезий с трехкратным превышением допустимых норм. Затем радиация была обнаружена и в мясе из Мияги, Иватэ и Тотиги. Правительство ввело запрет на поставки говядины из этих префектур - подобно тому, как в марте были введены запреты на поставки овощей, действовавшие, пока содержание радиации не пришло в норму.

В свою очередь, министр экономики и промышленности Японии Банри Кайэда заявил, что ТЕРСО должна будет понести финансовую ответственность при покупке государством мяса с высоким содержанием радиоактивного цезия. Компании, очевидно, придется компенсировать и ущерб, нанесенный имиджу сельскохозяйственных культур - зелени, рису и другим - из Фукусимы, Мияги и других префектур, где в разное время было зафиксировано высокое содержание радионуклидов. Однако ТЕРСО не в состоянии выплатить все суммы по искам эвакуированных жителей, рыбаков, сельхозкооперативов. Это неизбежно приведет к ее банкротству, что вызовет дестабилизацию в и без того сложном энергоснабжении страны.

После разрушительного землетрясения в Японии 11 марта и последовавшего за ним цунами на АЭС "Фукусима-1" была зафиксирована серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. В результате инцидентов на АЭС было выявлено несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километровой зоны вокруг АЭС. В ряде районов Японии были обнаружены радиоактивные элементы, в частности изотопы йода и цезия, в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах.