Тоннель
Тоннель
Карина Панкращенко Опубликована 18.10.2025 в 15:01

Россия и США могут соединиться тоннелем под Беринговым проливом — проект уже разрабатывается

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев сообщил о подготовке технико-экономического обоснования тоннеля через Берингов пролив

Идея соединить Россию и Соединённые Штаты подводным тоннелем через Берингов пролив снова вернулась в повестку. Как сообщил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, подготовка к проекту уже идёт полным ходом. По его словам, техническое обоснование строительства межконтинентального тоннеля начали разрабатывать ещё шесть месяцев назад.

Возрождение старой идеи

Концепция тоннеля между Россией и Аляской появилась ещё в советские годы. Тогда проект рассматривался как символ глобального сотрудничества между Востоком и Западом, однако технические возможности и политическая ситуация не позволили воплотить замысел в жизнь.

Сегодня, утверждает Дмитриев, ситуация изменилась. Современные технологии, в том числе решения компании The Boring Company, основанной Илоном Маском, позволяют воплотить проект быстрее и с меньшими затратами.

"Мы приступили к технико-экономическому обоснованию тоннеля между Россией и Аляской шесть месяцев назад", — сообщил Кирилл Дмитриев в соцсети X.

По его словам, идея строительства — это наследие инженерных мечтаний прошлого века, но теперь проект можно реализовать эффективнее, привлекая внешних инвесторов и частный капитал.

"Современные технологии позволяют реализовать проект быстрее и эффективнее, преимущественно за счёт внешних инвесторов", — отметил глава РФПИ.

Что представляет собой проект

Планируется, что тоннель пройдет под Беринговым проливом, соединяя российский Чукотский автономный округ и американский штат Аляска. Его длина составит около 100 километров, что делает проект одним из самых амбициозных инженерных сооружений XXI века.

По предварительным оценкам РФПИ, строительство обойдётся примерно в 8 миллиардов долларов, а срок реализации составит около восьми лет.

Тоннель должен включать:

  • двухполосную транспортную линию для грузового и пассажирского движения;

  • коммуникационные кабели и энергетическую инфраструктуру;

  • систему безопасности, обеспечивающую круглосуточный мониторинг и аварийные шлюзы.

Предполагается, что тоннель станет частью межконтинентального транспортного коридора, соединяющего Евразию и Северную Америку.

Технологии и исполнители

РФПИ рассматривает возможность сотрудничества с The Boring Company - компанией, которая специализируется на подземных туннелях и системах скоростного транспорта. Именно технологии бурения, разработанные инженерами Илона Маска, могут существенно снизить стоимость и сроки строительства.

Ранее аналогичные технологии применялись в проектах под Лос-Анджелесом, Лас-Вегасом и Майами. При строительстве тоннеля под Беринговым проливом предполагается использовать сверхпрочные буровые щиты и системы активной вентиляции, что позволит вести работы на глубине до 60 метров под морским дном.

Экономический и политический потенциал

По словам Дмитриева, межконтинентальный тоннель может стать инфраструктурным прорывом, который изменит логистику между Россией и США, а также откроет новые пути для торговли и транзита грузов.

Проект создаст тысячи рабочих мест, позволит развивать северные регионы и привлечь инвестиции в смежные отрасли — строительство, энергетику, транспорт.

Кроме того, тоннель может стать площадкой для международного сотрудничества, демонстрируя, что крупные технологические инициативы способны объединять страны даже в периоды политической напряжённости.

Президент США Дональд Трамп уже прокомментировал проект, назвав его "интересной идеей". По данным СМИ, обсуждение проекта продолжается, и американская сторона проявляет осторожный оптимизм, ожидая конкретных технических предложений.

Почему проект важен

Тоннель через Берингов пролив способен изменить не только географию транспортных маршрутов, но и глобальную экономику. Если он будет реализован, между Россией и США появится самое короткое сухопутное сообщение между Евразией и Америкой.

Потенциал проекта огромен:

  • грузопоток между Азией и США можно будет доставлять в 2-3 раза быстрее, чем морским путём через Тихий океан;

  • появится возможность создания нового энергетического коридора, включая подводные кабели и газопроводы;

  • транспортные маршруты свяжут Китай, Казахстан, Россию, США и Канаду в единую систему.

Эксперты отмечают, что реализация такого проекта потребует согласованных усилий десятков компаний, международных банков и государственных структур.

Исторический контекст

Впервые идея соединить Евразию и Америку возникла ещё в начале XX века. Её поддерживал русский инженер Николай Балинский, предлагавший проложить железную дорогу и тоннель через Берингов пролив. Позже, в 1950-х годах, проект рассматривали советские и американские инженеры, однако политическая ситуация времён холодной войны сделала его невозможным.

Современные технологии бурения, гидроизоляции и подводного строительства дают шанс воплотить мечту инженеров прошлого века в реальность.

Что дальше

По словам главы РФПИ, проект находится на стадии технико-экономического обоснования, результаты которого будут представлены в 2026 году. После этого начнётся поиск инвесторов и согласование юридических и экологических параметров.

Если всё пойдёт по плану, к концу десятилетия может начаться строительство первой секции тоннеля. Предполагается, что работы будут вестись одновременно с обеих сторон — со стороны Чукотки и со стороны Аляски.

Возможные трудности

Несмотря на энтузиазм, эксперты предупреждают: проект столкнётся с рядом вызовов. Среди них — суровые климатические условия, сейсмическая активность региона и необходимость международных договорённостей.

Кроме того, реализация тоннеля потребует высокой степени политического доверия между Россией и США, которого сейчас не наблюдается.

Тем не менее, экономический потенциал и символическое значение проекта столь велики, что обсуждение продолжается на разных уровнях — от инженерных форумов до правительственных консультаций.

Итог

Проект тоннеля через Берингов пролив вновь стал предметом серьёзного рассмотрения — теперь уже с участием частных инвесторов и международных компаний. По расчётам РФПИ, строительство может занять восемь лет и потребовать около восьми миллиардов долларов.

Если амбициозная идея будет реализована, человечество впервые получит сухопутный путь между Старым и Новым Светом - символ соединения двух континентов и пример того, как технологии способны преодолевать не только океаны, но и политические границы.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Планирование бюджета помогает сократить новогодние траты – финансовые эксперты сегодня в 16:17
Семь лайфхаков, которые помогли мне не разориться перед Новым годом

Новогодние траты легко выходят из-под контроля. Семь простых лайфхаков помогут сократить расходы и сохранить праздничное настроение без удара по бюджету.

Читать полностью »
Открытие депозита перед Новым годом защищает сбережения сегодня в 8:15
До Нового года оставались дни – решил срочно навести порядок в деньгах

Перед Новым годом можно успеть навести порядок в деньгах: защитить накопления, сократить долги и наметить финансовые цели на следующий год.

Читать полностью »
Блокировка карт возможна при сомнительном происхождении средств сегодня в 0:13
Перевод внезапно заблокировали – я не сразу понял, что пошло не так

Перевод могут остановить из-за подозрений в отмывании денег или мошенничестве. Объясняем, почему банки вводят блокировки и как их снять без потерь.

Читать полностью »
Мошенники имитируют магазины и маркетплейсы перед праздниками – Банк России вчера в 19:10
Перед Новым годом чуть не попалась на уловку мошенников – спасла информация из статьи

Новогодняя суета делает людей уязвимыми для обмана. Разбираем самые распространённые праздничные схемы мошенников и способы защитить деньги.

Читать полностью »
Анна Хуруджи объяснила, почему импульсивные траты опасны — Pravda.Ru вчера в 15:45
Зарплата была вчера, а денег уже нет? Вот как сохранить деньги до конца месяца — спасёт одно действие

Импульсивные траты после зарплаты создают иллюзию свободы, но лишают стабильности. Как простое планирование помогает избежать стресса и долгов?

Читать полностью »
Сергей Кикевич рассказал, почему нельзя инвестировать без цели вчера в 15:05
Зачем копить, если не знаешь, на что потратишь? Эксперт объяснил, почему разочаровывают успешные инвестиции ведут к разочарованию

Без чёткой цели даже успешные инвестиции могут обернуться разочарованием. Почему сначала нужно определить, зачем копить, и только потом — как? Рассказывает эксперт.

Читать полностью »
Отказ от импульсивных покупок снижает лишние траты на Новый год вчера в 11:08
В новом году решил навести порядок в деньгах – начал с этих привычек

Новый год – удобный момент пересмотреть отношение к деньгам. Рассказываем о финансовых привычках, которые помогут навести порядок в бюджете и снизить риски.

Читать полностью »
Саботаж сотрудников снижает результат команды и срывает дедлайны – HR-специалисты вчера в 8:45
Задачи срываются снова и снова: как распознать саботаж сотрудников в команде

Саботаж задач разрушает процессы и демотивирует команду. Разбираем причины, признаки и шаги, которые помогут руководителю действовать правильно.

Читать полностью »