Тоннель
Тоннель
Карина Панкращенко Опубликована сегодня в 15:01

Россия и США могут соединиться тоннелем под Беринговым проливом — проект уже разрабатывается

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев сообщил о подготовке технико-экономического обоснования тоннеля через Берингов пролив

Идея соединить Россию и Соединённые Штаты подводным тоннелем через Берингов пролив снова вернулась в повестку. Как сообщил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, подготовка к проекту уже идёт полным ходом. По его словам, техническое обоснование строительства межконтинентального тоннеля начали разрабатывать ещё шесть месяцев назад.

Возрождение старой идеи

Концепция тоннеля между Россией и Аляской появилась ещё в советские годы. Тогда проект рассматривался как символ глобального сотрудничества между Востоком и Западом, однако технические возможности и политическая ситуация не позволили воплотить замысел в жизнь.

Сегодня, утверждает Дмитриев, ситуация изменилась. Современные технологии, в том числе решения компании The Boring Company, основанной Илоном Маском, позволяют воплотить проект быстрее и с меньшими затратами.

"Мы приступили к технико-экономическому обоснованию тоннеля между Россией и Аляской шесть месяцев назад", — сообщил Кирилл Дмитриев в соцсети X.

По его словам, идея строительства — это наследие инженерных мечтаний прошлого века, но теперь проект можно реализовать эффективнее, привлекая внешних инвесторов и частный капитал.

"Современные технологии позволяют реализовать проект быстрее и эффективнее, преимущественно за счёт внешних инвесторов", — отметил глава РФПИ.

Что представляет собой проект

Планируется, что тоннель пройдет под Беринговым проливом, соединяя российский Чукотский автономный округ и американский штат Аляска. Его длина составит около 100 километров, что делает проект одним из самых амбициозных инженерных сооружений XXI века.

По предварительным оценкам РФПИ, строительство обойдётся примерно в 8 миллиардов долларов, а срок реализации составит около восьми лет.

Тоннель должен включать:

  • двухполосную транспортную линию для грузового и пассажирского движения;

  • коммуникационные кабели и энергетическую инфраструктуру;

  • систему безопасности, обеспечивающую круглосуточный мониторинг и аварийные шлюзы.

Предполагается, что тоннель станет частью межконтинентального транспортного коридора, соединяющего Евразию и Северную Америку.

Технологии и исполнители

РФПИ рассматривает возможность сотрудничества с The Boring Company - компанией, которая специализируется на подземных туннелях и системах скоростного транспорта. Именно технологии бурения, разработанные инженерами Илона Маска, могут существенно снизить стоимость и сроки строительства.

Ранее аналогичные технологии применялись в проектах под Лос-Анджелесом, Лас-Вегасом и Майами. При строительстве тоннеля под Беринговым проливом предполагается использовать сверхпрочные буровые щиты и системы активной вентиляции, что позволит вести работы на глубине до 60 метров под морским дном.

Экономический и политический потенциал

По словам Дмитриева, межконтинентальный тоннель может стать инфраструктурным прорывом, который изменит логистику между Россией и США, а также откроет новые пути для торговли и транзита грузов.

Проект создаст тысячи рабочих мест, позволит развивать северные регионы и привлечь инвестиции в смежные отрасли — строительство, энергетику, транспорт.

Кроме того, тоннель может стать площадкой для международного сотрудничества, демонстрируя, что крупные технологические инициативы способны объединять страны даже в периоды политической напряжённости.

Президент США Дональд Трамп уже прокомментировал проект, назвав его "интересной идеей". По данным СМИ, обсуждение проекта продолжается, и американская сторона проявляет осторожный оптимизм, ожидая конкретных технических предложений.

Почему проект важен

Тоннель через Берингов пролив способен изменить не только географию транспортных маршрутов, но и глобальную экономику. Если он будет реализован, между Россией и США появится самое короткое сухопутное сообщение между Евразией и Америкой.

Потенциал проекта огромен:

  • грузопоток между Азией и США можно будет доставлять в 2-3 раза быстрее, чем морским путём через Тихий океан;

  • появится возможность создания нового энергетического коридора, включая подводные кабели и газопроводы;

  • транспортные маршруты свяжут Китай, Казахстан, Россию, США и Канаду в единую систему.

Эксперты отмечают, что реализация такого проекта потребует согласованных усилий десятков компаний, международных банков и государственных структур.

Исторический контекст

Впервые идея соединить Евразию и Америку возникла ещё в начале XX века. Её поддерживал русский инженер Николай Балинский, предлагавший проложить железную дорогу и тоннель через Берингов пролив. Позже, в 1950-х годах, проект рассматривали советские и американские инженеры, однако политическая ситуация времён холодной войны сделала его невозможным.

Современные технологии бурения, гидроизоляции и подводного строительства дают шанс воплотить мечту инженеров прошлого века в реальность.

Что дальше

По словам главы РФПИ, проект находится на стадии технико-экономического обоснования, результаты которого будут представлены в 2026 году. После этого начнётся поиск инвесторов и согласование юридических и экологических параметров.

Если всё пойдёт по плану, к концу десятилетия может начаться строительство первой секции тоннеля. Предполагается, что работы будут вестись одновременно с обеих сторон — со стороны Чукотки и со стороны Аляски.

Возможные трудности

Несмотря на энтузиазм, эксперты предупреждают: проект столкнётся с рядом вызовов. Среди них — суровые климатические условия, сейсмическая активность региона и необходимость международных договорённостей.

Кроме того, реализация тоннеля потребует высокой степени политического доверия между Россией и США, которого сейчас не наблюдается.

Тем не менее, экономический потенциал и символическое значение проекта столь велики, что обсуждение продолжается на разных уровнях — от инженерных форумов до правительственных консультаций.

Итог

Проект тоннеля через Берингов пролив вновь стал предметом серьёзного рассмотрения — теперь уже с участием частных инвесторов и международных компаний. По расчётам РФПИ, строительство может занять восемь лет и потребовать около восьми миллиардов долларов.

Если амбициозная идея будет реализована, человечество впервые получит сухопутный путь между Старым и Новым Светом - символ соединения двух континентов и пример того, как технологии способны преодолевать не только океаны, но и политические границы.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Производство вермутов Martini запустят в Дагестане весной 2026 года вчера в 23:53
Martini в Дагестане: легендарный вкус впервые покидает Италию

Вермуты Martini Bianco и Fiero начнут выпускать в Дагестане. Почему Bacardi выбрала именно Россию и что изменится во вкусе легендарного напитка?

Читать полностью »
OneTwoTrip: бронирования семейных поездок на осенние каникулы выросли на 43% вчера в 21:29
Китай, ОАЭ, Таиланд — новые Сочи осени: куда рванули российские семьи

Всё больше россиян используют школьные каникулы как повод для семейного отдыха. Какие направления выбирают родители и как сэкономить на поездке — разбираемся в материале.

Читать полностью »
Депутат Николай Новичков предложил ограничить стоимость билетов на концерты и спектакли вчера в 19:31
Сцена за миллион: где заканчивается культура и начинается бизнес

В России предлагают ограничить стоимость билетов на концерты и спектакли, чтобы культура вновь стала доступной каждому — без роскошных цен и спекуляций.

Читать полностью »
ТСТН: треть россиян считают, что заработать миллион реально только с собственным бизнесом вчера в 17:10
Миллион на ладони: куда бы россияне его потратили — результаты удивляют

Россияне рассказали, как потратили бы миллион рублей: кто-то мечтает о доме, кто-то — о путешествии, а некоторые видят в этом шанс начать всё заново.

Читать полностью »
Интерес россиян к отдыху в Европе вырос на 41% — данные сервиса Островок вчера в 15:15
Россияне пакуют чемоданы: неожиданный поворот на туристическом рынке перед праздниками

Рост интереса россиян к поездкам в Европу связан не только с праздничным настроением, но и с финансовыми мотивами — укреплением рубля, ранним бронированием и желанием выгодно потратить сбережения.

Читать полностью »
Victoria’s Secret зарегистрировала товарный знак в России — данные Роспатента вчера в 13:20
Victoria’s Secret снова в России: бренд подал знак, что готов вернуться

Американский бренд Victoria’s Secret вновь заявил о себе в России, зарегистрировав товарный знак. Что это значит — формальность или начало возвращения?

Читать полностью »
Россельхознадзор: экспорт свинины из России в Китай вырос более чем в два раза вчера в 11:18
Мясная дипломатия: почему Китай теперь кормится по-русски

Россия поставила в Китай рекордные объемы свинины, удвоив экспорт за девять месяцев. Что стоит за этим ростом и как он изменит рынок мяса?

Читать полностью »
Мишустин поручил до конца года представить предложения по повышению доступности жилья и ипотеки в России вчера в 9:06
Мишустин готовит стройреволюцию: дома будут расти быстрее, чем кредиты

Правительство поручило до конца года подготовить предложения, которые изменят правила ипотеки и строительства в России, сделав жильё доступнее и цифровее.

Читать полностью »